Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Успешный дошколёнок для детей 5 -7 лет

1

Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому
дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,
развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В настоящее время детский сад решает сложную задачу образования и
воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребёнка
(готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к
учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения
мира.
Актуальность программы «Успешный дошколёнок» состоит в решении
вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учётом проблемы
разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к
условиям школьной жизни. Подготовка детей к школе занимает особое место
в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок
дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения. Он
должен уметь общаться со взрослыми и выстраивать свои отношения со
сверстниками. У него должно быть достаточно развита мотивационная сфера,
где любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально – волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
учебных действий: уметь анализировать объект, выделять признаки предмета;
рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию;
строить речевое высказывание в устной форме, владеть коммуникативными и
речевыми компетенциями. Для успешной адаптации детей дошкольного
возраста к обучению в школе необходима системная работа, которая не
2

только подготовит ребёнка к школе, но и сумеет снять разного рода
перегрузки, сохранит здоровья детей. Создания комфортной развивающей
образовательной среды для общего развития детей дошкольного возраста в
самый сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное
обучение определяет направление программы «Успешный дошколёнок».
Программа

«Успешный

дошколёнок»

представляет

личностно

ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми и родителями.
Программа разработана

на основе

программы «Преемственность»:

программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, Н. А. Федосова, Е.В.
Коваленко, И.А. Дядюнова и др.
Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно –
правовыми документами:
- Разработано на основании нового Закона об образовании в Российской
Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт), с учётом
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования; Федерального -- закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
N 26;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Уставом МБДОУ – детский сад № 512

3

Цель программы - подготовить детей дошкольного возраста к
обучению в школе путём развития их социальных и психических функций в
единстве дошкольного и школьного образовательного пространства с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, позволяющего им адаптироваться к школьной жизни.

Задачи
1.

Обеспечение

преемственности

между

дошкольным

и

начальным

образованием.
2. Сохранение

и укрепление

психического

здоровья детей и их

эмоционального благополучия.
3. Формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие
коммуникативных умений.
4. Развитие личностных качеств детей.

Принципы построения программы:
1. Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей.
2. Сбалансированности совместной деятельности педагога и воспитанников.
3. Интегрированности разных видов продуктивной, творческой деятельности.
4. Развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребёнка, а усваиваемые ребёнком
знания, умения и навыки являются лишь средством достижения этой цели.
5. Сохранения самоценности детства как значимого этапа в общем развитии
человека.
6. Положительная оценка любого достижения ребёнка.
7. Развитие личностных компетенций, творческой активности.

Виды деятельности – игровая, продуктивная (рисование, лепка,
конструирование и т.д.), творческая, познавательно – исследовательская,
конструирование, моделирование.

4

Ведущие формы и технологии обучения: коллективные, индивидуальные,
репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная
деятельность, задачная форма обучения. На занятиях осуществляется смена
видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что
соответствует возрастным особенностям дошкольников. Материал разработан
по принципу от простого к сложному.

Содержание программы
Программа дополнительного образования «Успешный дошколёнок»
включает в себя следующие разделы:
1.

Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.

2.

Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.

3.

Развитие элементов логического мышления и элементарных

математических представлений. Ознакомление с пространственными и
временными отношениями.
Тематическое планирование
программы дополнительного образования «Успешный дошколёнок»
Наименование разделов

Количество часов

Раздел 1. Подготовка к обучению грамоте.

всего

теория

практика

28

14

14

28

14

14

28

14

14

Развитие речи.
Раздел 2. Подготовка к обучению письму.
Развитие мелкой моторики.
Раздел 3. Развитие элементов логического
мышления и элементарных математических
представлений. Ознакомление с
пространственными и временными
отношениями

5

Раздел 1.

Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
28 часов

Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе
является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом
зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием
речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с
интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает
детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы,
учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных
вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная
ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление
ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система
знаний о языке и формироваться потребность владения языком,
совершенствования речи.
Цель раздела – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных
представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных
качеств.
Задачи раздела:
1. Лексическая работа:

- наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов,
признаков,

действий;

над

многозначными

словами,

словами

с

противоположным значением в речи;
- обогащение словарного запаса детей со словами тематических групп
в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т.д.);
- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу,
группировать слова;
6

-

создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
2. Развитие грамматического строя речи:

- наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным
способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по
образцу (упражнения типа «Назови ласково»);
- наблюдение над однокоренными словами, выделения их из группы
слов, подбор однокоренных слов;
- формирование навыка образования и употребления форм слов,
согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
(упражнения типа «Скажи словами один, два, пять», «Скажи словами
новый, новая, новые»); - практическое знакомство со словосочетанием и
предложением.
3. Развитие связной устной речи:

-

обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
обучение составлению предложений, распространению

предложений, добавлению недостающих слов;
-

обучение подробному пересказу текста;

-

обучение составлению устной загадки – описания, рассказа –

описания по сюжетной картинке, по серии картинок и т.д.
Планируемые результаты освоения раздела программы
В результате освоения данного раздела у детей предполагается
формирование следующих умений:
-

произносить слова, сложные по слоговой структуре;

-

употреблять новые слова в собственной речи;

-

различать и понимать простейшие случаи многозначности

слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов);
раскрывать
пословиц;

смысл

образных

7

выражений,

поговорок,

пересказывать сказки или небольшие рассказы (по вопросам

-

учителя и самостоятельно);
составлять по картинке или серии картинок, объединённых

-

общей темой, небольшой рассказ с соблюдением логики развития
сюжета;
объяснять загадки,
чистоговорки, скороговорки.

заучивать

наизусть

стихотворения,

Тематическое планирование
«Подготовка к обучению письму»:
№

Тема занятия

Дата

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1

Раскрашивание пространства около контура.

2

Сравнение и сопоставление формы предметов.

3

Контур предметов. Обведение по контуру.

4

Обведение контура предметов по нанесённым
точкам.

Сравнение

и

сопоставление

форм

предметов.
5

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы.

6

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Повторение пройденного.

7

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Закрепление.

8

Нахождение предложенных форм в нарисованных
предметах.

БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
9

Контур предмета и раскрашивание его внутри.

10

Линии, образующие внутренний контур предметов. Штриховка.

11

Обведение по контуру предметов в рабочей строке.
8

Рабочая

строка,

надстрочные

и

подстрочные

линии.
12

Рабочая строка. Работа в рабочей строке слева
направо.

13

Буква А (заглавная). Работа в рабочей строке.

14

Буква а (строчная). Работа в рабочей строке.

15

Буква О (заглавная). Работа в рабочей строке.

16

Буква о (строчная). Работа в рабочей строке.

17

Буква У (заглавная). Работа в рабочей строке.

18

Буква у (строчная). Работа в рабочей строке.

19

Буква И (заглавная). Работа в рабочей строке.

20

Буква и (строчная). Работа в рабочей строке.

21

Буква Э (заглавная). Работа в рабочей строке.

22

Буква э (строчная). Работа в рабочей строке.

23

Буква ы (строчная). Работа в рабочей строке.

24

Твёрдые и мягкие согласные. Буква Н (заглавная).
Работа в рабочей строке.

25

Буква н (строчная). Работа в рабочей строке.

26

Буква Р (заглавная). Работа в рабочей строке.

27

Буква р (строчная). Работа в рабочей строке.

28

Буква Л (заглавная). Работа в рабочей строке.

29

Буква л (строчная). Работа в рабочей строке.

30

Буква М (заглавная). Работа в рабочей строке.

31

Буква м (строчная). Работа в рабочей строке.

32

Звонкие и глухие согласные.

Составление и

написание слогов.
33-34

Буквы Б-П. Составление и написание слогов.

35-36

Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.

37-38

Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.
9

39-40

Буквы Г-К. Составление и написание слогов.

41-41

Буквы Г-К. Составление и написание слогов.

42-43

Повторение изученного материала.

44-45

Буквы В- Ф. Составление и написание слогов.

46-47

Буквы З-С. Составление и написание слогов.

48-49

Буквы З-С. Составление и написание слогов.

50 -52 Буква Ч,ч (заглавная и строчная). Составление и
написание слогов.
53-54

Буква Ц,ц (заглавная и строчная). Составление и
написание слогов.

55-56

Буква Ж-Ш. Составление и написание слогов.

57

Повторение написания изученных букв.

58

Составление и написание слов с изученными
буквами.

59

Составление и написание предложений.

60

Написание Ь и Ъ знаков.
- Планируемые результаты:
- Дошкольники должны знать:
- 1. Отличие буквы от звука;
- 2. Конфигурацию печатных букв;
- 3. Назначение прописной и строчной буквы;
- 4. Отличие прописных букв от печатных.
- Дошкольники должны уметь:
- 1. Ориентироваться на листе и странице тетради на печатной основе;
- 2. Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо,
справа налево и т.д.;
- 3. Печатать буквы;
- 4. Отличать заглавные и строчные буквы.

10

Раздел 2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой
моторики. 28 часов
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места.
Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
а) графические диктанты;
б) штриховку фигур;
в) рисование по клеткам узоров;
г) построение фигур из прямых линий.
Знакомство с начертаниями печатных букв. В этот период, когда ребёнок
учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину
элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать
связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее
попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких
элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает
детям такие упражнения: выложить букву из палочек, слепить из
пластилина,

составить

из

геометрических

фигур,

дорисовать,

заштриховать или разукрасить.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и
мышления ребёнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Штриховка.
3. Лепка.

11

4. Аппликация.
Пальчиковая гимнастика (на каждом занятии по 3 – 5 минут)
Каждое занятие по подготовке к письму целесообразно начинать с
"пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук
для

успешного

выполнения

детьми

разнообразных

графических

упражнений.
Подготовка руки к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте
и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и
мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий
и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным
движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой
наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной
палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и
овала.
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности
слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в
крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой
моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование
по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения
ориентироваться в пространстве.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют
подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не
только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и
свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
12

Правильно

соблюдать

графические

пропорции,

писать

плавно

и

симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок
должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.
Вырезывание ножницами.
Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения
контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе
способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?",
"Загадай, я отгадаю". Симметричное вырезывание, вырезание различных
фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие
для будущих первоклассников.
Лепка.
Лепка предметов конусообразной формы, путем «вдавливания». Умение
создавать полые формы, соединять детали «примазыванием», лепить
«оттягиванием» и «защипом» кончиками пальцев.
Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка,
с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой –
сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим
в познании предметов реального мира является зрение, но на первых
этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание
предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через
лепку.
Цель раздела – сформировать достаточно развитую мускулатуру, точность
движений,

готовность

руки

к

выполнению

мелких,

точных

и

разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение
владеть ручкой, карандашом.
Задачи раздела:
- уметь организовывать свое рабочее место;

13

- научить правильно, держать карандаш, ручку при письме и
рисовании, штриховке;
- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и
пальчиковой гимнастики;
- познакомить с разными видами штриховки;
- научить обводить контур фигур и правильно вырезать;
- воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Планируемые результаты освоения раздела программы
В результате освоения данного раздела у детей предполагается
формирование следующих умений:
- правильно держать ручку при письме;
- ориентироваться в пространстве места;
- фиксировать границу и величину элементов;
- знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
- уметь по фрагментам продолжить узор;
- соединять детали с помощью клея, пластилина;
- комбинировать в одном изделии различные материалы;
- лепить разными способами;
- вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, в
форме круга, овала;
- складывать бумагу по прямой линии;
- экономно размещать детали на бумаге.

14

Тематическое планирование раздела
«Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики»
№

Тема занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Рисование линий. Виды штриховки.
Разрыв бумаги по сгибу.
Круг. Штриховка. Лепка из пластилина. Овощи.
Наклеивание мелких и средних по размеру деталей. Фрукты.
Точечное склеивание.
Разметка сгибанием, свободное рисование по шаблону.
Аппликация плоская, мозаичная (рваная).
Аппликация плоская, мозаичная (резанная).
Лепка из глины. Посуда. Украшение геометрическими
фигурами.
Театр в жизни людей. Маски. Узоры.
Работа с картоном. Варежка. Орнамент.
Обведение контура предметов и его дорисовка.
Составление открытки из разрезанных деталей.
Лепка из пластилина. Звери. Птицы.
Рисование линий: прямых, кривых, ломанных без линейки, по
заданным точкам.
Рисование линий: прямых, кривых, ломанных без линейки, без
заданных точек. Рыбы.
Плетение. Косичка. Закладка.
Оригами. Собачка.
Оригами. Кошечка.
Аппликация объемная «Наш двор». Жанровые сценки с
последующей театрализацией.
Работа с природным материалом. Жуки из грецких орехов.
Работа с природным материалом. Картины и орнамент из
яичной скорлупы.
Работа с природным материалом. Панно из зерен.
Работа с нитками. Цыпленок.
Театр в коробке.
Театр народов мира.
Моя фантазия. Рисунок.
Летнее солнце.

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

15

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 3. Развитие элементов логического мышления и
элементарных математических представлений. Ознакомление с
пространственными и временными отношениями.
28 часов
Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной
математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться
распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться
правильно, называть и обозначать числа. Программой предусмотрено
научить ребёнка выделять из группы предметов один в соответствии с
выделяемыми свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед
учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные
свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства. Основу
начального курса математики составляют представления о натуральном
числе и 0. Особое значение при изучении математики имеет игровая
деятельность детей на занятиях, развитие логическое мышления.
Цель

раздела

–

всестороннее

развитие

ребенка:

развитие

его

мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств
личности.
Задачи раздела:
- формирование

мотивации учения,

ориентированной

на

удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- развитие
представления);

образного

мышления

(ощущения,

восприятия,

- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез,
сравнение, обращение, классификация, аналогия);
- развитие

вариативности

способностей,

мышления, творческих

фантазии, воображения, конструктивных умений;

- увеличения объема внимания и памяти;
16

- развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить
простейшие умозаключения;
- формирование

умения

целенаправленно

владеть

волевыми

усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом;
- формирование умения находить в окружающей обстановке много
предметов и один предмет;
- формирование умения сравнивать группы предметов с помощью
составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше),
каких поровну;
- формирование умения непосредственно сравнивать предметы по
длине, ширине, высоте, раскладывать 5 предметов в возрастном порядке,
выражать в речи соотношение между ними (шире – уже, длиннее – короче
и т.д.);
- изучение названий частей суток;
- формирование умения определять движение от себя (направо,
налево, вперед, назад, вверх, вниз);
- формирование умения различать правую и левую руку;
- формирование умения выделять и объяснять признаки сходства и
различия двух предметов по цвету, форме размеру;
- формирование умения продолжить ряд, составленный из предметов
или фигур с одним изменяющимся признаком. Умение самостоятельно
составлять подобные ряды;
- формирование умения в простейших случаях находить общий
признак совокупности предметов, состоящей из 4-5 элементов, и находить
лишний элемент;
17

- изучение числового ряда, количественного и порядкового счета в
пределах десяти; формирование умения сравнивать рядом стоящие цифры;
- формирование умения правильно устанавливать пространственно –
временные отношения, ориентироваться по элементарному плану,
находить последовательность событий и нарушение последовательности;
- формирование
треугольник,

умения

прямоугольник,

называть

и

шар, куб,

узнавать

квадрат,

круг,

находить в окружающей

обстановке предметы, сходные по форме.

Планируемые результаты освоения раздела программы
В результате освоения данного раздела у детей предполагается
формирование следующих умений:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между целым и частью;
- находить части целого и целое по известным частям;
- сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления
пар, уравнивать их двумя способами;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в
пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше
другого;
- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и
последующее числа;

18

- определять состав чисел первого десятка на основе предметных
действий;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- измерять длину предметов, располагать предметы в порядке
увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
- узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг;
находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры
из их частей;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на
листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в
году.
- использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания
одной и нескольких единиц.
Тематическое планирование раздела
«Развитие элементов логического мышления и элементарных
математических представлений. Ознакомление с пространственными и
временными отношениями»
№

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия

Знакомство с понятиями «один» - «много».
Сравнение совокупности по количеству с помощью
составления пар.
Сохранение количества.
Длиннее, короче. Шире, уже.
Круг и шар.
Счёт до двух. Обратный счёт.
Счёт до трёх. Обратный счёт.
Треугольник.
19

Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

На, над, под. Выше, ниже.

1

Раньше, позже.
Счёт до четырёх. Обратный счёт.
Квадрат, куб и прямоугольник.
Слева, справа, посередине.
Счёт до пяти. Обратный счёт.
Вверху, внизу. Внутри, снаружи.
Впереди, сзади.
Пара. Овал. Ритм (поиск и составление закономерности).
Счёт до шести. Обратный счёт.
Счёт до семи. Обратный счёт.
Сравнение по длине.
Счёт до восьми. Обратный счёт.
Сравнение по ширине и по толщине.
Счёт до девяти. Обратный счёт.
Сравнение по высоте, объёму.
Число ноль. Числовой ряд.
Порядковый счёт.
Счёт до десяти.
Обратный счёт.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Планируемые результаты
освоения программы дополнительного образования
«Успешные дошколята»
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я
- концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные

УУД:

знаково-символическое

моделирование

и

преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как составление целого из
частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением
20

недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление аналогии;
самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных
условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого
и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и
невербальными

средствами

общения;

эмоционально-позитивное

отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;
задавать вопросы.
Предметные результаты освоения программы
Ребенок получит возможность научиться:
•

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться
по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу,
извиняться,

благодарить

за

услугу,

говорить

спокойным

дружелюбным тоном);
•

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

•

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);

•

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду
чисел в прямом и обратном направлении;

•

присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

21

Учебно-методическое обеспечение программы:
Пособия для детей
1. Программа «Преемственность», авторы Федосова Н.А., Волкова С.И.,
Плешаков А.А., Шпикалова Т.Я. и др.
2. Тетради на печатной основе «Учусь читать и писать» (в четырёх частях) автор Федосова Н.А.
3. Тетрадь на печатной основе «Математические ступеньки» – автор Волкова
С.И. и др.
4. Тетрадь на печатной основе «Зелёная тропинка», автор Плешаков А.А.
5. Наглядный материал по лексическим темам (модели звуков, букв, цифр,
математических знаков, состав числа, счётный материал для каждого
воспитанника, плакаты, таблицы по темам).
6. Дидактические игры (развивающие настольно – печатные игры Кюизенера
«Цветные счётные палочки», учебно – игровое пособие Дьенеша, игрушки для
развития творческой фантазии и самовыражения).
7. Картотека сюжетно – ролевых игр, подвижных, математических, на
развития речи, театрализованных игр, народных и подвижных игр.

Условия реализации программы
1. Групповые занятия – 12 человек.
2. Занятия организуются на базе МБДОУ – детский сад № 512 в течение всего
учебного года (сентябрь – май)
3. Временная структура - два раза в неделю по 40 минут.

4. Гигиенические требования по организации обучения детей:
1. Каждый ребёнок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в
соответствии с его ростом и состоянием здоровья;
2. Искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим
требованиям к нему.

22

3. Во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для
глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения
осанки и зрения детей;
4. Перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и
сквозное проветривание;
5.

На занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы

изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным
особенностям дошкольников.
Основное внимание в программе уделено формированию предпосылок
универсальных учебных действий (УУД), предложенные Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Универсальные учебные действия (УУД) переработаны и адаптированы в
соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей
дошкольного возраста.
Структура

и

содержание

программы

соответствуют

ФГОС

ДО,

основываясь на котором выделили образовательные области, их содержание
обеспечено курсами программы «Дошколёнок».
Образовательные области:
1. «Социально – коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно – эстетическое развитие».

Контроль и отслеживания результатов мониторинга детей:
1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также
беседы с родителями.
2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту,
иллюстрирование текста.
3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями,
тесты.
Диагностика с помощью метода наблюдения – это последовательное и
целенаправленное фиксирование фактов поведения и проявлений ребёнка в
23

условиях обучения, а
взрослыми.

также при взаимодействии со сверстниками и

Полученные

результаты

позволяют выявить особенности

поведения и области развития ребёнка, которые требуют дополнительного
развития и коррекции.
На

последних

занятиях

проводится

групповая

и

индивидуальная

диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, с помощью тестовых
заданий.

Дети, посещающие «Успешный дошколёнок», как правило,

показывают хорошие результаты готовности к школьному обучению. После
завершения

обучения

в

группах

подготовки

к

школе

проводится

собеседование, диагностика, включающая в себя следующие задания:
копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение
простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на
развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.

Литература:
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г
2. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников//
Начальная школа
3. Гаврина С.Е. Рабочие тетради «Развиваем внимание», «Занимательные
прописи», «Учимся решать задачи», «Учимся писать», «Развиваемся, играя»,
«Размышляйка», «Учусь быть внимательным», М. Росмен.2009
4. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность
ребенка при подготовке к школе// Начальная школа, 2009
5. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и начального
образования// Начальная школа, 2002
6. Синицына Е.И. Умные пальчики //м. Лист, 2009
7. Степанова М.И Здравствуй, школа! / М., АСТ, 2010
8. Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва – Псков -1988
9. Школьник Ю.К. «Логопедия. Шаги к пятерке». /М., 2008

24

10. Узорова Е.А., Нефедова Е.А. 350 упражнений при подготовке детей к
школе. / М., 2009
11. Управителева Л.Т. Скоро в школу // Начальная школа, 2001
12. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики/ Ярославль,
2008
13. Гатанова Н.В. Тесты для подготовки ребенка к школе. / С- П, 2010
14. Сокина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, / М., 2008
15. Стрелкова Л.П. Уроки сказки / М., 2008

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».