Содержание
Информационная карта программы…………………………………………..4
1. Блок № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………6
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………..10
1.3. Содержание программы………………………………………………..11
1.4. Планируемые результаты……………………………………………..14
2. Блок
№ 2 «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы»
2.1. Календарный учебный график……………………………………….17
2.2. Условия реализации программы……………………………………..17
2.3. Формы аттестации……………………………………………………....18
2.4. Оценочные материалы………………………………………………....19
2.5. Методические материалы……………………………………………...20
2.6. Список литературы……………………………………………………..22
Приложение……………………………………………………………...23
3
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад № 512
2. Полное название
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности «Речевичок»
3. Сведения об авторе:
3.1. Ф.И.О., должность
Непутина Юлия Алексеевна
Должность: учитель-логопед
первой квалификационной категории
Стаж работы: 4 года
4. Сведения о программе:
Данная программа является модифицированной, разработана
на основе логопедических методик и технологий Фомичевой
Ф.М. «Воспитание у детей правильного произношения» и
программы Нищевой Н. В. «Система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием
речи» В данной программе так же используются частично
логопедические игры и упражнения для развития речи и
дикции О.А. Новиковской.
Целью программы является: развитие и совершенствование
моторики органов артикуляции и создание оптимальных
условий для успешной коррекции звукопроизношения у
дошкольников с нарушением речи.
Программа реализуется поэтапно и включает в себя ряд
направлений:
1. Развитие и коррекция ручной и артикуляционной
моторики.
2. Развитие физиологического и речевого дыхания.
3. Подготовка речевой аппарат для правильного
формирования артикуляционных укладов для основных
фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных
звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Развивать фонематические представления и навыки.
6. Формирование полноценных учебных умений.
Все эти направления взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Каждое направление включает в себя серию развивающих игр
и упражнений, направленных на развитие определенных
функций ребенка, необходимых для нормализации
звукопроизношения.
4.1. Нормативная база:
1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.
N 196 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" (с
изм. и доп. от 30.09.2020 № 533).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования».
4
4. Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Устав МБДОУ - детский сад № 512.
4.2. Область применения
дополнительное образование
4.3. Направленность
естественнонаучная
4.4. Тип программы
модифицированная
4.5. Целевая направленность
программы
образовательная
4.6. Возраст обучающихся по
программе
4-5 лет
4.7. Продолжительность
обучения
1 год
5
Блок № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1.Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без
формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки
общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников
заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс
затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало
понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или
заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих
ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения
влекут
за
собой
отставание
в
развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует
специальной
логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная
работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на занятия в логопедический
кабинет в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории,
возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме
кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным
занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и
своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и
личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может
актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять
специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой
полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений
органов,
принимающих
участие
в
речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики
признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В.
Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В.
Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков
(фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Вопрос
о необходимости проведения профилактической работы в среднем дошкольном
возрасте работы возник на стыке проблемы. При ежегодном обследовании речи
детей старших групп, обнаруживаются
нарушения
звукопроизношения у 75-77% обследованных.
В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый
современными коррекционно-развивающими программами Министерства
образования и науки РФ, научно-методическими рекомендациями,
практическими пособиями, представленными в списке литературы.
Программа содержит упражнения, игры для развития дыхания, мелкой
моторики, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации
звуковых групп, а также стихи – рифмовки
для
запоминания,
исключающие дефектные
звуки,
занятия построены в соответствии с
тематическим планированием ДОУ. Материал используется на фронтальных
занятиях и на индивидуальных занятиях.
Данная программа разработана на основе логопедических методик и
технологий Фомичевой Ф.М. «Воспитание у детей правильного
произношения программы» и
программы Нищевой Н.В., пособий
Шевченко И.Н., Пожиленко Е.А., Новиковской О.А., Ткаченко Т.А.
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Речевичок» носит коррекционноразвивающий
характер
и
естественнонаучную
направленность. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с
различным уровнем речевого развития.
При разработке и проведении
занятий учитываются эффективные
методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был
доступен и понятен детям.
По
функциональному
предназначению
–
общеразвивающая,
познавательная, речевая. Данная программа может быть использована как для
детей с речевыми нарушениями, так и для детей с ОВЗ.
Актуальность программы
связана с правительственной Стратегией модернизации образования.
«Через устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста,
формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком,
создание условий для речевого общения с окружающими.» (закон Российской
Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1). В настоящее время наблюдается
быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих
детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития
речи.
Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки
полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются
другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить
рассказ
по
картинке.
7
Актуальность программы еще и в том, что в соответствии с «Положением о
логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети с 5-ти
лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале
логопедической работы. Дополнительная
логопедическая
работа
является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в
старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим
воздействием большую часть детей и запустить механизм самокоррекции.
Поэтому особенно актуальной становится проблема сочетаемости
коррекционной и общеразвивающей программы в условиях
ДОУ с целью
построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой
определено взаимодействие всех участников образовательного процесса
(педагога, воспитанника и родителей) в достижении поставленных целей и
задач.
Отличительные особенности программы
Педагогическая целесообразность программы позволяет ребёнку
справиться со многими проблемами, связанными, в первую очередь, с
нарушением звукопроизношения, с возникающими на этой основе
комплексами, неуверенностью в себе, с непониманием со стороны сверстников.
Устранение нарушений звукопроизношения помогает преодолеть
неуверенность в себе, способствует появлению возможности чувствовать себя
комфортно в общении.
Новизна программы заключается в том, что речевое
развитие
осуществляет логопед с детьми средней группы, которые, в силу их возраста, не
могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия. А так же,
выводит на новый уровень решение проблем дополнительного образования.
Ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и
чувственно обогащается, приобретает социально-коммуникативные навыки,
совершенствуется в практической деятельности, реализуется в речевом общении
с
окружающими.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции
речевых нарушений у детей. При разработке и проведении ООД учитывались
эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный
материал был доступен и понятен детям.
В программе предусмотрено использование нетрадиционных методов:
Су – джок терапия, массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с
пуговицами. Современных здоровьесберегающих технологий (дыхательная
гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковые игры и т.д)
8
Для активизации внимания детей на занятии применяются интерактивные
дидактические пособия и средства ИКТ.
Программа направлена на игровое, развитие личности ребенка возраста 4-5
лет,
развитие
его
фонематического
слуха,
познавательного
и исследовательского интереса, развитие звукопроизношения, способности к
ведению диалога, которое обеспечивает его успешную самореализацию в жизни
ребёнка.
Адресат программы
Система занятий по данной программе, предназначена для детей 4 -5 лет, по
развитию речи детей среднего дошкольного возраста в условиях
дополнительного образования детей в ДОУ, ориентирована на развитие всех
компонентов речи.
Возрастные особенности развития произносительной стороны
устной речи детей дошкольного возраста (4 -5 лет)
(4года 5лет)
В дошкольном возрасте 4-4,5 года в речи почти исчезает смягчение, оно
наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки
(Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими
вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети
произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту
«сейцас», или «жук зуззыт». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а
в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей
этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж,
когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например:
«горубой» (голубой), «родка» (лодка), «щад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т.п.
Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые раньше сами являлись
заменителями. Если вместо «Р» он произносил «Л», то теперь он делает обратную
замену, не сразу понимая, где она нужна, а где - нет.
Большинство детей дошкольного возраста 4-5лет уже произносят звук
«Р», но он еще не достаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «Р» в
словах редко, чаще он заменяется другими звуками: Л, ЛЬ, Й.
Словопроизношение детей 4-5 лет тоже становится чище, как и
звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков,
слогов, почти исчезают сокращения слов.
Каждый нормально развивающийся ребенок может проходить этапы
фонетического развития с незначительными отклонениями.
Показатели
Сформированность
звуковой
стороны
речи
Сформированность
фонематических
процессов
4-5 лет
Правильно произносятся звонкие, глухие, свистящие, шипящие
звуки, аффрикаты. Недостаточно
сформированными являются
сонорные звуки.
Знакомы с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;
твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Выделяют в слове гласные звуки, согласные звуки, твердые,
мягкие, звонкие, глухие согласные.
Выделяют звук в начале, конце и середине слова, определяют
9
положения звука в слове.
Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее
построения, принципы развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка.
1. Гуманизации, что означает признание уникальности и неповторимости
личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития
личного потенциала каждого ребенка.
2. Дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения, что
обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями.
3. Непрерывности образования, т.е. связь
дошкольного образования, т.е.
старший дошкольный возраст
4. Системности, все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
В программе так же учтены и общедидактические принципы: научности;
постепенности усложнения; перспективности; доступности; связь с жизнью.
1.2.
Цели и задачи Программы
Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание
оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у
дошкольников
с
нарушением
речи.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков,
отсутствующих/дефектно произносимых;
- Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и
синтеза,
фонематические
представления;
Развивать
движения
кистей
и
пальцев
рук;
Способствовать развитию правильного физиологического и речевого
дыхания;
- Развивать движения кистей и пальцев рук;
- Расширить представления о подходах к дифференциации звуков;
- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза;
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие и слухо-речевую память;
- Обогащать словарный
запас и навыки
грамматически правильного
оформления высказывания.
Воспитательные:
10
- Сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим
занятиям;
- Активизировать коммуникативную деятельность детей.
- Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.
1.3.
Содержание программы
Учебный план на 2023 - 2024 учебный год
Направленность программы
Дети 4- 5 лет
В неделю
В год
Естественнонаучная
2
(40 мин)
Итого
2
(40 мин)
36
1440 (мин)
Занятия проводятся в первую и во вторую половину дня, два раза в
неделю с группой детей 10- 12 человек.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей и охватывает следующую
структурную единицу,
представляющую определенные направления развития и образования детей
(образовательные области) (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013 № 1155"Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"):
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью
как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи, фонематического слуха.
Содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целью и задачами
Программы.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной
среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
11
При реализации программы последовательность устранения выявленных
дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с
речевыми особенностями каждого ребенка.
Составлена с учётом и использованием современных инновационных
технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и
общей
моторики,
обеспечивающей
двигательные
функции
руки,
скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на
улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Речь
должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной,
ясной, эмоциональной, выразительной и благозвучной. Нарушение
звукопроизношения - наиболее заметный речевой дефект.
Поиски новых форм и методов работы с воспитанниками, имеющими
речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации,
работы по профилактике звукопроизношения.
В среднем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является
игровая деятельность. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и
превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие
дошкольника в целом. Любая игра многофункциональна и реализует разные
цели. Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий
кружка и любимец детей – игрушка дракончик «Звукоречик». С целью
профилактики звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста мною
был разработан перспективный план игр и упражнений состоящий из 4 блоков,
взаимосвязанных с тематическим планированием нашего дошкольного
учреждения.
1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей
становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому
важнейший
этап
в
профилактике
возникновения
нарушений
звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. В
среднем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения
для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс
упражнений.
2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи
(дыхание, голос, дикция).
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как
базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи 12
в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда
речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе);
затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого
произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного
освоения некоторых звуков и т.д.
3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой
моторики.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно
произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы,
говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные
средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо
развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих).
Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам,
отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
4 блок - игры и упражнения на развитие пространственного восприятия,
пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.
Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения
являются одной из причин нарушений письма и чтения у школьников в
обучении. В основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо,
счет) находятся зрительно -, акустико-, тактильно-, и кинестетикопространственный и временные представления, а также зрительно- и
слухомоторные координации.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как
переход от простого к сложному, системность и концентричность при
организации игровой деятельности
Взаимодействие с семьей
Предусматривает:
- регулярное
индивидуальное консультирование (с рекомендациями по
каждому конкретному ребенку);
проведение
родительских собраний;
-совместные
занятия родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями
речи
ребенка
и
т.д. - Текущая информация
о занятиях кружка «Что новенького?». - Буклеты с подборками
комплексов
упражнений,
развивающих логопедических игр для ребѐнка
(игры на кухне, игры по дороге домой) и др.
13
- Разработан цикл консультаций по темам: «Зачем нужны артикуляционные
упражнения?», «Ум на кончиках пальцев», «Как правильно научить ребенка
говорить» и т.д.
(Приложение: Календарно - тематический план)
1.4. Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного
образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах
дошкольного детства.
Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров. Целевые
ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям
реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры освоения программы
воспитанник:
• понимающий обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы:
• с развитой координированной работой артикуляционного аппарата (губ, языка,
нижней челюсти, мягкого нёба) и мелкой моторикой;
• фонетически правильно оформляющий звуковую сторону речи в соответствии
с
возрастной
нормой;
• со сформированной просодической стороной речи (дыхание, голос, дикция);
• с развитым слуховым восприятием, вниманием, памятью, речевым слухом;
• грамматически правильно оформляющий самостоятельную речь в
соответствии
с
нормами
языка.
• владеющий
навыками
диалогической
речи;
•с
адекватной
самооценкой;
• уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы
Интегративные качества
К шестилетнему возрасту
ребенка
любознательный, активный; Проявляет интерес к информации, которую получает в
процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к
различным видам деятельности.
эмоционально
Эмоционально откликается на переживания близких
взрослых, детей. Понимает и употребляет в своей речи
отзывчивый;
14
овладевший
средствами
общения
и
способами
взаимодействия
со
взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим
поведением и планировать
свои действия на основе
первичных
ценностных
представлений,
соблюдающий
элементарные
общепринятые нормы и
правила поведения;
слова,
обозначающие
эмоциональное
состояние
(сердитый, печальный), этические качества (хитрый,
добрый),
эстетические
характеристики
(нарядный,
красивый).
Речь при общении носит преимущественно ситуативный
характер. Содержание общения со взрослым выходит за
пределы конкретной ситуации. Делает попытки решать
спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи:
убеждать, доказывать, объяснять. Во взаимоотношениях со
сверстниками проявляет избирательность. Разделяет
игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать
последовательность действий. Проявляет личное
отношение к соблюдению моральных норм (стремится к
справедливости, испытывает чувство стыда при
неблаговидных поступках). Самостоятельно или после
напоминания использует в общении «вежливые слова».
Умеет (сам или с помощью взрослого) вежливо выражать
свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Знает, что
нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.
Проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
организации знакомых игр. Умеет самостоятельно
находить для себя занятие.
Ребенок знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов
своей семьи. Может рассказать о своем городе, назвать его.
Знает некоторые
государственные
праздники.
Проявляет предпосылки ответственного отношения к
порученному
заданию,
стремиться
хорошо
его
выполнить.
способный решать интеллектуальные и личностные
задачи
(проблемы),
адекватные возрасту;
имеющий
первичные
представления
о
себе,
семье, обществе, мире и
природе;
овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности - умениями
работать по правилу и по
образцу, слушать взрослого
и
выполнять
его
инструкции;
Способен делить слова на слоги. Умеет составлять
овладевший необходимыми предложения из двух-четырех слов. Умеет членить простые
предложения на слова и определять место звука в слове.
умениями и навыками.
Может давать характеристику звуку. Использует в речи
синонимы, антонимы, существительные с обобщающим
значением. Может
точно отвечать на поставленные
вопросы педагога. Ориентируется на листе бумаги. Может
рисовать простые росчерки «петли», «ленты», и т.д.),
Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы:
Правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических
позициях;
сформируется полноценная фонетическая система языка,
разовьётся фонематическое восприятие,
Находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки,
15
различать понятия «речевые звуки», «неречевые звуки», «звук», «слог»,
слово на практическом уровне;
коррекция лексико-грамматической стороны речи;
формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого
ребенка.
16
2. Блок
№ 2 «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы»
2.1. Календарный учебный график
Наименование возрастных групп
Содержание
Средняя группа
Количество возрастных групп в
каждой параллели
2
Начало учебного года
01.09.2022
Окончание учебного года
31.05.2023
Сентябрь-декабрь, январь-май
Продолжительность учебного года
Месячная образовательная нагрузка
Регламентирование образовательного
процесса
8
Расписание организованной образовательной
деятельности
май
Сроки проведения мониторинга
График каникул
с 01 по 08 января, с 01 июня по 31 августа
Выходные дни
Праздничные дни
Суббота, воскресение
Согласно ТК РФ
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение – доска с металлическим покрытием,
позволяющим использовать ее для размещения картинок с фиксацией их
магнитами.
Дидактические пособия:
Пособия для развития мелкой моторики, дыхания, дидактические
пособия и игры, основанные на методике наглядного моделирования.
Пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза,
коррекции звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи,
просодических компонентов речи.
Пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного
восприятия, развития сенсорных способностей, мыслительных процессов,
формирования временных представлений. Задания на группировку и
классификацию предметов, формирование обобщающих понятий.
Качественный текстовой и иллюстративный материал: стихи, сказки,
потешки, считалки, пословицы и поговорки, азбуки в стихах.
17
Натуральные предметы и муляжи, предметы-заместители и модели,
картинки, схемы, карточки с заданиями, логопедический инструментарий.
Информационное обеспечение – флеш-накопитель с фото, видео, аудиоматериалами.
Кадровое обеспечение – учитель-логопед 1 квалификационной категории.
2.3. Формы аттестации
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в
ходе совместной деятельности (опрос, беседа, дидактические игры,
самостоятельная
работа,
игра-соревнование). Диагностика детей
проводится: входная – на занятии в первые две недели; констатирующая – на
заключительных занятиях.
Цель: определить уровень развития произносительной стороны устной речи
детей.
Задачи:
определить уровень развития звукопроизношения,
выявить уровень сформированности фонематического слуха.
Как итог реализации данной программы предусмотрено проведение
мониторинга образовательного процесса по методике В.В.Коноваленко,
С.В.Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения».
Методика обследования детей 4-5 лет
Вводная беседа.
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Ты хороший или плохой ребенок? 4.
Ты раньше ходил (а) в детский сад? 5.
Тебе нравиться играть с детьми?
Обследование артикуляторной моторики.
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
Для челюстей:
1. Рот широко раскрыть и закрыть.
2. Двигать нижней челюстью вправо и влево.
Для губ:
1. Растянуть губы в улыбке 2.
Вытянуть губы трубочкой 3.
Поднять верхнюю губу
4. Опустить нижнюю губу
5. Одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы
Для языка:
1. Лопаточка
18
2. Жало
3. Попеременно: лопаточка – жало
4. Качели
5. Вкусное варенье
6. Чашечка
7. Пощелкать языком
8. Часики
Обследование звукопроизношения
Обследование проводится по картинкам. Звук обследуется в следующих
позициях: изолированный, в начале слова, в середине слова, в конце слова
Инструкция: Посмотри и назови картинки.
Гласные звуки
Согласные звуки
Обследование фонематического слуха
«Послушай внимательно и повтори за мной»
1. Серии звуков: а-у и-э у-о
а-у-ы у-о-а у-а-о-и
2. Слоги с оппозиционными звуками: па-ба жа-ша фа-ва
та-да
3. Слоги со сходными артикулемами: са-за-са
са-ша-за за-жа-ца бима-бодон-нол
ди-ли-ло
4. Слова:
мука-рука
тень-день
икра-игра
козы-косы
боль-моль
работа-забота
тепло-темно
башня-пашня
крыша-крыса
ворот-город
бочка-почка
доска-тоска
жить-шить
пир-мир
торт-порт
бак-мак
ночь-дочь
суп-зуб
том-дом
дал-даль
Обследование слоговой структуры слова
Обследование проводится по картинкам
Инструкция: ''Назови картинки”
Лапа, вода, поднос, гнездо, пылесос, троллейбус, мельница, полотенце,
сковорода, библиотека, аквариум, автомобиль, земляника.
2.4. Оценочные материалы
Ключ для анализа полученных данных
Пункты обследования
Вводная беседа
Звукопроизношение
Фонематический слух
Норма выполнения
Все
Допускается:
- смягчение твердых согласных звуков;
- недостаточность произнесения шипящих звуков;
- недостаточность произнесения звука [р]
Все
19
Слоговая структура слова
Допускается:
- перестановка или пропуски слогов в словах со
сложной слоговой структурой
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг
уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном,
итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса
используются разные формы:
тестирование по индивидуальным карточкам;
развлечение;
соревнование по подгруппам;
игра;
открытый показ занятия
2.5. Методические материалы
Организации образовательного процесса – очно;
Методы обучения – словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный,
игровой;
Формы организации образовательного процесса – групповая;
Формы организации учебного занятия:
Форма
занятия
Беседа с
элементами
дидактической
игры
Занятие-игра
Занятие-сказка
Занятиепутешествие
Практическая
работа
Дидактический
материал
Объяснительно- Музыкальные
иллюстративный инструменты, маски
зверей, пиктограммы
Форма подведения
итогов
Д/и «Угадай звук»,
«Что слышишь?» и
др.
Зеркала, сюжетные
картинки
Предметные
Проектнокартинки, звуковые
творческий
домики.
Объяснительно- Массажный
иллюстративный материал,
пальчиковый театр.
Игрушки, пособия на
Тренинги
дыхание и мн.др
Д/и «Поймай звук»
и т.д.
Д/и «Подскажи
словнечко»,
«Где звук?»
Соревнование,
развлечение
Методы
Эвристический
Открытый показ
20
Педагогические технологии речевого развития
К ним относятся хорошо известные специалистам:
• Технология логопедического обследования.
• Технология коррекции звукопроизношения Т.А. Ткаченко.
Традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми самыми
современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями
(кинезиология, биоэнергопластика, театр пальчиков и языка), благодаря
которым результативность обучения заметно повышается, а сроки
коррекции сокращаются.
• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях
произносительной стороны речи (Е.А. Пожиленко, Л.П. Воронина)
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи (Т.А. Ткаченко,
Н.В. Нищева)
Дидактические материалы:
Дидактические материалы и средства, используемые при реализации
программы обучения, включают в себя:
- практические и теоретические задания творческого, развивающего и
занимательного содержания для индивидуальной и групповой работы;
- специальную литературу;
- карты, картинки, схемы, буклеты, наборы;
- кино - и видеопродукцию, слайды;
- развивающие игры для занятий риторикой и развития коммуникативных
навыков.
Для успешной реализации данной Программы необходимы так же:
Учебнонаглядные
пособия
1. Схемы
2. Иллюстрации
3. Игрушки
4. Дидактические игры
5. Сюжетные картинки
6. Игры на развитие мелкой моторики
7. Логопедические распевки
21
2.6.
Список литературы:
1. Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.
Экспресс-обследование
звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000.
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней логопедической
группе с ОНР.- С-П.: Детство-пресс, 2005.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
средней группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2006.-656 с.
4. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для
развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.206.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слогов. М.: Владос, 1999.
6. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у
дошкольников с нарушениями речи. – М.: Гном-Пресс, 2001.
7. Шевченко
И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетикофонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.
8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов
и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
22
Приложение
Сентябрь
Месяц
Календарно - тематический план
Неде
-ли
1, 2
3
Обследование речи
Звуки вокруг нас 1часть
Звуки вокруг нас 2часть
4
Знакомство с органами
артикуляционного
аппарата. «Семья» 1 ч.,
«Семья» 2 ч.
Знакомство с органами
артикуляционного
аппарата. «Осень.
Признаки осени» 1 ч.
Осень. Признаки осени 2 ч
Знакомство с органами
артикуляционного
аппарата. « Деревья» 1ч.
«Деревья»2 ч.
Развитие слухового внимания и фонемат. воспр.
на неречевых звуках
«Огород. Овощи» 1ч.
«Огород. Овощи» 2 ч.
Развитие слухового
внимания и фонемат.
воспр. на неречевых
звуках «Фрукты» 1ч.
«Фрукты» 2 ч.
«Прогулка по улицам А,
У, О, И – звуки»
«Птицы» 1 ч.
«Домашние птицы»
Диффер. зв. Г и К 2 ч.
«Ярмарка на улице звука Э» «Игрушки» 1 ч.
«Ярмарка на улице звука –
Ы» «Игрушки» 2 ч.
«Прогулка по улице звука
И» «Орудия труда» 1ч.
«Прогулка по улице звука
Ё» «Орудия труда» 2ч.
«Лес. Грибы» Дифференц.
Зв. Б и П 1ч.
«Лес. Грибы» Дифференц.
Зв. Б и П 2 ч.
1
Октябрь
2
3
4
1
2
Ноябрь
Темы
3
4
Виды и формы контроля
Используемый
ресурс
Количе
ство
часов
Беседа об органах
артикуляции.
речевые палочки,
демонстрационные
карточки
20
20
Игра "Весёлый язычок"
Играсмячом«Назови
ласково»
Зеркала, указки,
листья.
20
20
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ
ЯЗЫЧКЕ
картинки для арт.
гимнастики,
зеркала.
20
20
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ
ЯЗЫЧКЕ (Повторение)
ИгрушкаДракончикЗвукоречиккартинки
арт. гимнастики,
зеркала.
20
20
Игры «Один-много»,
«Чего не стало?»
Д/и «Собираем урожай»
картинки для арт.
гимнастики,
зеркала,
картинкиовощей.
20
20
Игра «Четвертый
лишний» Д/и
«Собираем урожай»
«Кто лишний?»
Игра «Справочное
бюро»
Игра «Что изменилось?»
Лото «Один — много».
«Назови, какой звук я
дольше произнесла»
Д/и «Домашние
помощники»
«Спой только звук Е, Ё»
«Четвертый лишний»,
«Собери картинку»
«Подскажи словечко»
картинки для арт.
гимнастики,
зеркала,
картинкифруктов
картинки с
изображениями
зимующих птиц,
игрушки для арт.
гимнастики.
Кукла Таня,
предметные
картинки, пузырьки,
вертушка, флажки.
массажные мячики,
муз. молоточки,
картинки для арт.
гимнастики.
Муляжи грибов,
картинный материал.
Картинки для
артикуляционной
гимнастики.
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
23
1
Декабрь
2
3
4
2
Январь
3
4
1
Февраль
2
3
«В гостях у Тома»
«Мебель» Дифференц.
Звук. Д и Т - 1 ч.
«Есть кто дома? «Дом»
Диф-я звуков Д и Т -2 ч.
«Прогулка по Волшебной
улице - Звук В»
«Домашние животные»1ч.
«В гости к Фунтику»
Диффер. звуков В и Ф 2 ч.
«Экскурсия в Звуковую
картинную галерею:
Залы – «К» «Одежда»
«Г» «Головные уборы» 1ч.
Зал «Х» «Обувь» 2ч.
«Путешествие по
Свистящей улице Звук С»
«Новый год» 1 ч.
Свистящей улице Звук С»
«Новый год» 2 ч.
Путешествие по Звенящей
улице. Звук З» 1ч. «Зима»
Путешествие по Звенящей
улице. Звук З» 2ч. «Зима»
«Зимние забавы»
«Путешествие по Звенящей улице Звук Зь» 1 ч.
«Зимние забавы» 2ч.
«Зимующие птицы»
Дифференциация звуков
[з] и [з']» 1ч.
«Зимующие птицы» 2ч.
«Звери наших лесов»
«Путешествие по Свистящей улице - Звук Ц» 1 ч.
«Звери наших лесов» 2 ч.
«Экскурсия по Шипящей
улице Звук Ш»
«Транспорт» 1ч.
«Транспорт» 2 ч.
«Наша армия»
«Экскурсия по Шипящей
улице Звук Ш» 1 ч.
«Наша армия» 2 ч.
Д/и «Наш дом»
«Дорожка звука»
«На что похож звук?»
Слоговые ряды,
«Лесенка» «Два-три»
«Веселый котенок»,
«Повтори за мной».
«Назови ласково».
«Кто лишний»
Картинный материал
«Смешарики»,
зеркала
20
20
Картинный материал
игра «Стадо»,
картинки к
артикуляцион.
гимнастики.
20
20
Д/и «Модники и
модницы», «Чего не
стало?» «Чегонехватает?»
«Чтолишнее?», Играс
мячом«Назовиласково».
Д/и «Укрась елочку»
Игры «Повтори за мной».
«Один-много»
Картинный материал
с изображениями
одежды, прищепки,
мяч, зеркала.
20
20
Ёлочные игрушки,
конфети, снежинки,
игрушки для артик.
гимнастики,
мандарин.
20
20
Комочки ваты,
снеговики, красные
семафоры, игрушки
артик. гимнастики.
20
20
Комочки ваты,
снеговики, красные
семафоры, игрушки
артик. гимнастики.
20
20
Предметные картинки с зимующих птиц,
синички (оригами),
игрушки для арт.
снеговиков.
Презентация
20
20
Картинный материал
Презен-тации “Дикие
животные зимой”.
«Звуки леса»,
20
20
Пособие «Веселый
поезд», картина
«Транспорт», игруш.
самосвал, палочки,
цветные флажки.
Мяч. Картинки с
изображениями
военных, столбики,
травяные
шарики, счетные
палочки.
20
20
Игра «Что перепутал
художник?»
«Что лишнее?»
Игра «Что перепутал
художник?»
«Что лишнее?»
Д/и «Подбирай, называй,
запоминай» Составление
описательного рассказа
«Воробей» по опорным
предметным картинкам
“Кого встретили в
зимнем лесу?
«Мяч лови – лесного
зверя назови»
игра «Что перепутал
художник?»,
Игра с мячом «Кто что
делает?» «Скажи, кого
много в армии». Д/и
«Наши папы»
«Наша армия сильна»
20
20
24
4
1
Март
2
3
4
1
Апрель
2
3
Май
4
«В гости к
Смешарикам»
Дифференциация звуков
[с] и [ш] «Животные
жарких стран» 1 ч.
«Животные Севера» 2 ч.
«Прогулка по Жужжащей
улице Звук Ж».
«Мамин праздник» 1ч.
«Профессии наших мам
2ч.
«Прогулка по Жужжащей
улице Звук Ж»
«Весна» 1 ч.
«Весна» 2 ч.
«В гостях у Змеи и Жука»
«Дикие животные весной»
Дифференциация звуков
[з] и [ж] – 1 ч. «Дикие
животные весной» 2 ч.
«Экскурсия по Шипящей
улице Звук Ч» «Продукты
питания» 1 ч.
«Продукты питания» 2 ч.
«Экскурсия по Шипящей
улице Звук Щ»
«Наш город» 1 ч.
«Моя улица» 2 ч.
«Прогулка по Летящей
улице Звук Л»
«Космос» 1 ч.
«Лунтик» 2 ч.
«Прогулка по Летящей
улице Звук Л»
«Насекомые» 1ч.
«День здоровья» 2ч.
«В гостях у сестренок [Л]
и [Л’]» «Обитатели
воды. Рыбы» 1 ч.
«Осторожно огонь» 2 ч.
1
День Победы
2
«Праздник на Рычащей
улице Звук Р»
«Садовые цветы» 1ч.
«Растения луга» 2 ч.
Д/и «Рассели животных»
«Кто у кого?»
«Добавь словечко»
Картинный
материал.
Презентация
20
20
Д/и «Наши мамы»
«Кому что нужно?»
Занятие «У мамы руки
золотые»
Предметные
картинки с
изображениями
тюльпанов, кофты,
юбки, банта, книги
20
20
Игра «Подскажи
словечко».
Упражн-е «Нелепицы»
Д/и «Весенняя прогулка»
Игра «Не ошибись!»
«У кого кто?»
«Где находится?»
Картинный материал,
предметные
картинки-подсказки,
зеркала
20
20
«Волшебный
мешочек» с
фигурками диких
животных и их
детенышей,
Картинный материал
Картинный материал,
колобок, баночки с
крупой, стаканчики с
трубочками.
Презентация.
20
20
Презентация.
Картинный
материал
20
20
Картинный
материал
20
20
Презентация о
насекомых,
демонстрационные
карточки «Клумбы».
20
20
загадки, картинный.
Зеркала, магнитная
доска, музыкальные
инструменты.
20
20
Игра «Назови, какой?»
Игра «Наоборот».
«Запомни,
повтори»
Рассказ «Где ты
живешь?»
Назови (город, улицу, №
дома и квартиры, этаж)
Д/и «Космонавты»
Игра «Словародственники»
Игра «Найди
насекомое».
Игра «Скажи иначе».
«Четвертый лишний»
«Назови ласково».
Игра «Четвертый
лишний»
Музыкальный праздник
Экскурсия к памятнику.
Игра «Найди нужные
цветы»
«Соберём букеты»
Картинный материал
мяч
20
20
20
20
20
20
25
3, 4
Диагностика
Обследование речи.
Мониторинг
коррекционной работы
Подведение итогов,
составление речевого
профиля подгрупп,
составление итоговых
отчетов
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
Тема занятий
I период (сентябрь – декабрь),
Сентябрь
Обследование речи
Обследование речи
Звуки вокруг нас 1часть
Звуки вокруг нас 2часть
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
«Семья» 1 ч.
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
«Семья» 2 ч.
Октябрь
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
«Осень. Признаки осени» 1 ч.
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Осень. Признаки осени 2 ч
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
« Деревья» 1ч.
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
« Деревья» 2ч.
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия на неречевых звуках «Огород. Овощи» 1ч.
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия на неречевых звуках «Огород. Овощи» 2 ч.
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия на неречевых звуках «Фрукты» 1ч.
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия на неречевых звуках «Фрукты» 2 ч.
Ноябрь
«Прогулка по улицам А, У, О, И – звуки» «Птицы» 1 ч.
Дифференциация звуков Г и К. «Домашние птицы» 2 ч.
«Ярмарка на улице звука - Э» «Игрушки» 1 ч.
«Ярмарка на улице звука – Ы» «Игрушки» 2 ч.
«Прогулка по улице звука И» «Орудия труда» 1ч.
«Прогулка по улице звука Ё» «Орудия труда» 2ч.
«Лес. Грибы» Дифференц. Зв. Б и П 1ч.
«Лес. Грибы» Дифференц. Зв. Б и П 2 ч.
Декабрь
«В гостях у Тома» «Мебель» Дифференц. звуков Д и Т 1ч.
Количество часов (минут)
всего
теория практика
20
20
20
10
10
10
10
10
10
20
10
10
20
10
10
20
10
10
20
10
10
20
10
10
20
10
10
20
10
10
20
10
10
20
10
10
20
20
20
20
20
20
20
20
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
20
10
10
26
«Есть кто дома? «Дом» Дифференциац. звуков Д и Т -2
20
ч.
2 «Прогулка по Волшебной улице Звук В» «Домашние
20
животные» 1ч.
«В гости к Фунтику» Дифференциация звуков В и Ф 2 ч.
20
3 «Экскурсия в Звуковую картинную галерею:
20
Залы – «К» «Одежда», «Г» «Головные уборы» 1ч.
«Экскурсия в Звуковую картинную галерею: Зал «Х»
20
«Обувь» 2ч.
4 «Путешествие по Свистящей улице Звук С» «Новый
20
год»1ч
«Путешествие по Свистящей улице Звук С» «Новый
20
год»2ч
Январь
2 Путешествие по Звенящей улице. Звук З» 1ч. «Зима»
10 Путешествие по Звенящей улице. Звук З» 2ч. «Зима»
20
3 «Путешествие по Звенящей улице Звук Зь» «Зимние
20
забавы» 1ч.
«Путешествие по Звенящей улице Звук Зь» «Зимние
20
забавы» 2 ч.
4 Дифференциация звуков [з] и [з']» «Зимующие птицы» 1 ч.
10 Дифференциация звуков [з] и [з']» «Зимующие птицы» 2 ч.
20
Февраль
1 «Путешествие по Свистящей улице Звук Ц»
20
«Звери наших лесов» 1 ч.
«Путешествие по Свистящей улице Звук Ц»
20
«Звери наших лесов» 2 ч.
2 «Экскурсия по Шипящей улице Звук Ш» «Транспорт» 1
20
ч.
«Экскурсия по Шипящей улице Звук Ш» «Транспорт» 2
20
ч.
3 «Экскурсия по Шипящей улице Звук Ш» «Наша армия»
20
1ч.
«Экскурсия по Шипящей улице Звук Ш» «Наша армия»
20
1ч.
4 «В гости к Смешарикам» Дифференциация звуков [с] и [ш]
20
«Животные жарких стран» 1 ч.
«В гости к Смешарикам» Дифференциация звуков [с] и [ш]
20
«Животные Севера» 2 ч.
Март
1 «Прогулка по Жужжащей улице Звук Ж». «Мамин
20
праздник» 1ч.
«Прогулка по Жужжащей улице Звук Ж».
20
«Профессии наших мам 2ч.
2 «Прогулка по Жужжащей улице Звук Ж» «Весна» 1 ч.
20
«Прогулка по Жужжащей улице Звук Ж» «Весна» 2 ч.
20
3 «В гостях у Змеи и Жука» «Дикие животные весной»
20
4
Дифференциация звуков [з] и [ж] – 1 ч
«В гостях у Змеи и Жука» Дифференциация звуков [з] и
[ж] «Дикие животные весной» 2 ч.
«Экскурсия по Шипящей улице Звук Ч» «Продукты
питания» 1 ч.
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
20
10
10
10
10
10
10
10
20
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
20
10
10
20
10
10
27
«Экскурсия по Шипящей улице Звук Ч» «Продукты
20
питания» 2 ч.
Апрель
1 «Экскурсия по Шипящей улице Звук Щ» «Наш город» 1
20
ч.
«Экскурсия по Шипящей улице Звук Щ» «Моя улица» 2
20
ч.
2 «Прогулка по Летящей улице Звук Л»
«Космос» 1 ч.
10 «Прогулка по Летящей улице Звук Л»
«Лунтик» 2 ч.
20
3 «Прогулка по Летящей улице Звук Л»
«Насекомые»
20
1ч.
«Прогулка по Летящей улице Звук Л» «День здоровья»
20
2ч.
4 «В гостях у сестренок [Л]и[Л’]» «Обитатели
20
воды.Рыбы»1ч
«В гостях у сестренок [Л] и [Л’]» «Осторожно огонь» 2
20
ч.
Май
1
День Победы
20
День Победы
20
2 «Праздник на Рычащей улице Звук Р» «Садовые цветы»
20
1ч.
«Праздник на Рычащей улице Звук Р» «Растения луга» 2
20
ч.
3,
Диагностика
4
10
10
10
10
10
10
20
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
Примерный конспект
Сентябрь 3-неделя
Тема: "Звуки вокруг нас»"
Занятие 1
Оборудование: речевые палочки, демонстрационные карточки, изображающие
органы артикуляции, мягкие игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент Приветствие.
Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений
по тексту стихотворения.)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке. Назовите каждый по очереди свое имя
ласково, так, как вас называет мама. (Дети называют свои имена, садятся на
стулья)
2. Сообщение темы занятия и правил поведения во время занятий.
3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы — дружная семья».
Логопед:
Чтобы четко говорить, Надо с пальцами дружить.
Будем пальчики считать!
Показать пальчики, затем разгибаем
пальчики.
28
1,2,3,4,5.
Произвольно пошевелить пальчиками.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
4. Основная часть (садятся за столы, выставляется игрушка: динозаврик
«Звукоречик»)- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел поиграть? - Закройте
глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (бьёт барабан, дудит дудка и
т.д.)- Скажите, как сигналит машина, как смеются дети, как воет волк, лает
собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподраж.) - Так вот, все, что
вы сейчас произнесли и услышали, — это и есть звуки. И звуками считается все,
что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем,
какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат
друг с другом.
5. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов
артикуляционного аппарата
- Вы готовы к путешествию по стране Звуков?- Тогда подудите, как паровозик.
(«Ту-ту»)
- Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух). А это значит, что мы уже едем по
стране Звуков.
- Мы едем мимо зоопарка. Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы
услышали?
- Помогите мне. (Дети изображают, как подают голос увиденные игрушки:
корова, лошадь, овца, собака, петух и кошка) - Можно ли все, что вы
произнесли, назвать звуками? (Можно.)
- Мы с вами побывали в стране Звуков. - Возвращаемся домой. Подудите, как
паровозик («Ту-ту») - Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух»).
6. - Ребята, а теперь давайте поиграем. Вставайте в круг. Я встану в центре.
Предлагаю детям всем вместе сочинить стихотворение.
Логопед: Подпевает козлик мне: Дети: Бе-бе! Логопед: Лает песик, хвост
задрав: Дети: Гав-гав!
Логопед:А петух мне на бегу прокричал… Дети: Ку-ка-ре-ку!
Логопед: А котенок пискнул: Дети: Мяу!
Логопед: И лошадка: Дети: Иго-го.
В ходе физкультминутки дети вслед за логопедом изображают движения
животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как песик),
машут руками (как петух) и т.д.
- Какие звуки вы произнесли? («Бе», «Гав», «Ку-ка-ре-ку», «Мяу», «Игого».)(садятся)
7. - Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются
слова. «Звукоречик» рассказал им, откуда и как появляются звуки. Оказывается,
звуки возникают во рту. - Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.) А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.) - Вы смогли
правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет )
29
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя)
8. Беседа об органах артикуляции.
Логопед загадывает детям загадки про губы, зубы, язык. Например: «Если б не
было его, не сказал бы ничего». (Язык.)
Красные звери в пещере моей Белые звери сидят у дверей
Мясо и хлеб- всю добычу мою- Я с радостью белым зверям отдаю. Похвалить
детей.
-Когда мы едим — они работают, Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят.(Зубы)
-Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй.(Щеки)
9. Подведение итогов занятия. Прощание.
Логопед читает вместе с детьми
Выполняют дети
Спасибо нашим пальчикам, Спасибо Дети сжимают и разжимают пальцы в
язычку.
кулак.
Логопед читает вместе с детьми
Выполняют дети
Красиво, четко, правильно
Все пальчики, начиная с указательного,
здороваются с большим.
Я говорить хочу.
Список литературы
1. Фомичевой Ф.М. «Воспитание у детей правильного произношения
программы»
2. Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.
Экспресс-обследование
звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000.
3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней логопедической
группе с ОНР.- С-П.: Детство-пресс, 2005.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней
группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.656 с.
5. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для
развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.206.
6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слогов. М.: Владос, 1999.
7. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у
дошкольников с нарушениями речи. – М.: Гном-Пресс, 2001.
30
8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов
и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
9. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетикофонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-128с.
31