СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка …………………………………………………..…3
2. Цели и задачи программы . …………..………………………………….…4
3. Возрастные особенности дошкольников………………………………..…5
4. Планируемые результаты освоения программы……...…………………...6
5. Сроки реализации программы…………………………………..…….....…6
6. Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет…………..…8
7. Календарно-тематическое планирование 5-6 лет…………………..…......9
8. Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет……….……14
9. Календарно-тематическое планирование 6-7 лет…………………..….....16
10.Методическое оснащение программы……………………………….…....21
11.Список литературы……………………………………………………..…..23
12. Приложение 1……………………………………………………………....24
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Художники» является модифицированной
и составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и
развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» Лыковой И.А. с
учетом особенностей ДОО и возраста детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Художники» разработана
в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изм. и
доп. от 30.09.2020 № 533).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
5. Устав МБДОУ - детский сад № 512.
В
современной
эстетико-педагогической
литературе
сущность
художественного воспитания понимается, как формирование эстетического
отношения посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического
опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических
знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке
на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной
новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели
относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности,
с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию
и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира
посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития
детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность
выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка,
представляет собой систему специфических (художественных) действий,
3
направленных на восприятие, познание и создание художественного
образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия
художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о
взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим
опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия
зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и
эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю
духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения
операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от
элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания
оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от
простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия
цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и
пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих
детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности.
Цель и задачи Программы.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического
отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
4. Обогащение художественного опыта детей, содействие дальнейшему
освоению базовых техник рисования
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах
детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для экспериментирования с художественными
материалами, инструментами, свободного интегрирования разных видов
художественного творчества.
Принципы построения и реализации Программы
принцип
культуросообразности:
построение
и/или
универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
корректировка
4
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических особенностей
данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания
программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к
возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Формы работы с детьми:
Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с
художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок,
пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание
коллективных композиций.
Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки
после каждого занятия, персональные выставки детских работ.
Возрастные особенности детей.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Постепенно дети приобретают
способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и
рисовании. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет
представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного
цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия
художественных
произведений,
произведений
музыкального
и
изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того
(произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая
его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально
откликаются на те произведения искусства, в которых переданным понятные
им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,
животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной
деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и
направленными, образ, средства выразительности продумываются
и
сознательно подбираются детьми. В продуктивной деятельности дети также
могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
5
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В продуктивной деятельности дети
знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели,
преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь
становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них
интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет,
узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется
техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по
схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из
разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными
деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях;
создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из
природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией.
Планируемые результаты реализации программы
Результат работы в данном направлении:
• активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
• умение находить новые способы для художественного изображения;
• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
В результате работы дети овладевают умениями изображать доступными им
средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально
значимо. У детей развивается эстетическое восприятие, художественнотворческие способности в продуктивных видах детской деятельности
Сроки реализации программы
Программа «Веселые художники» рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста без специальной подготовки. Реализация каждого из уровней
(возрастной направленности) осуществляется независимо и самостоятельно. На
освоение следующего уровня образовательной программы не влияет.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю (36 ч в год)
Продолжительность одного занятия:
5 – 6 лет – 25 минут
6 – 7 лет – 30 минут
Методы обучения:
- наглядный (вовлекающий показ, демонстрация иллюстративного материала);
- вербальный (объяснение, беседа);
- практический (совместная, самостоятельная, творческая деятельность);
- ИКТ
6
Требования к материально-техническому оснащению программы:
(перечень оборудования к программе):
1. Аудиотехника:
- музыкальный центр
- проектор
-ноутбук
2. Иллюстративный наглядный материал.
3. Помещение с мебелью, соответствующей СанПин и возрасту детей.
4. Материалы для художественного творчества: кисти, краски акварельные,
краски гуашь, пастель, восковые мелки, цветная бумага, ножницы, клей,
пластилин, клеенки, салфетки, доски для лепки, палитры.
7
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытое занятие;
- выставка детских работ.
Изобразительная деятельность в старшей группе
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
► Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись,
графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для
обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и
оценок.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в
искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками
народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты,
специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги
и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит,
узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции,
как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
► Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с
задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного
возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также
о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье,
детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники,
средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг,
аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).
► Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес,
водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать
ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
► Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и
явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате
рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и
энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень
и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о
цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
► Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной
деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их
характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать
несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к
мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное
8
положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или
расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета
передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать
пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу),
используя для ориентира линию горизонта.
► Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники,
помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные
способы изображения
►Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись
по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими
материалами и инструментами пользуются мастера.
► совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы
получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело
проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать
элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными
красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью
нескольких цветов или их оттенков.
Календарно-тематическое планирование занятий
по изобразительной деятельности для детей 5-6 лет
Название занятия
Рисование
«Как я провел лето»
Задачи занятия
часы
Учить
отображать
в
рисунках 1
впечатление
о
лете.
Развивать
воображение, умение придумывать
содержание работы, умение поразному держать карандаш и кисть при
различных
приемах
рисования.
Воспитывать интерес к процессу
рисования, аккуратность.
Рисование «Веселые
ежики»
Рисование ежей с картинки. Учить 1
составлять сюжетную композицию.
Самостоятельно смешивать краски для
получения нужного оттенка, развитие
воображения.
Познакомить с новым способом 1
рисования «отпечаток» на бумаге
осенних листьев, передавая форму и
Рисование с
окраску осенних листьев. Учить
элементами отпечатка
смешивать краски для получения
«Осенние листья»
сложных оттенков и передачи осеннего
колорита.
Аппликация
Рисование осенней березки по мотивам 1
9
обрывная с
элементами
декоративного
рисования «Золотые
березы»
лирического
стихотворения;
гармоничное
сочетание
разных
изобразительных техник для передачи
характерных особенностей золотой
кроны (аппликация) и стройного
белоснежного ствола с тонкими
гибкими ветками (рисование)
Рисование осенних листьев, передавая 1
форму и окраску осенних листьев.
Учить
смешивать
краски
для
Рисование с
получения сложных оттенков и
элементами отпечатка
передачи
осеннего
колорита.
«Жар - птица»
Познакомить с новым способом
рисования «отпечаток» на бумаге.
Рисование с натуры
«Осенняя корзинка»
Рисование
с элементами
ниткографики
«Осенние дары
природы»
Рисование с
элементами
аппликации
«Зебра»
Рисование с
элементами
аппликации
«Белый лебедь»
Рисование корзины с натуры. Учить 1
передавать форму, цвет и окраску.
Развивать технические навыки в
рисовании карандашами, красками и
другим материалом. Развивать мелкую
моторику пальцев рук, творчество.
Учить рисовать фрукты и грибы с 1
натуры, передавая их форму, цвет, и
окраску. Развивать фантазию детей,
художественно-эстетический
вкус,
самостоятельность.
Закреплять умение рисовать
животных, передавая их характерные
особенности. Развивать чувства ритма
и цвета (чередование цвета);
развивать наблюдательность,
творческие способности. Закреплять
умение дополнять изображение
деталями, развитие мелкой и общей
моторики.
1
Рисование белого лебедя по мотивам 1
сказки «Сказка о царе Салтане»;
гармоничное
сочетание
разных
изобразительных техник для передачи
характерных особенностей оперения
птицы (аппликации) и стройной,
белоснежной
с
изгибами
шеи
10
(рисование)
Лепка из шишек
«Ежик»
Рисование с
элементами
аппликации
«Аист на крыше»
Учить
создавать
поделки
из 1
природного материала. Продолжать
знакомить
с
разнообразным
природным материалом и способами
работы с ним; обучить изготовлению
поделки из природного материала.
Воспитывать любовь к природе,
усидчивость и терпение изготавливать
поделки аккуратно. Развивать мелкую
моторику пальцев рук, творчество,
фантазию
детей,
художественноэстетический вкус, самостоятельность.
Формировать у детей умение рисовать
перелётных птиц, выстраивая
изображение из составных
частей. Расширять представление
детей о птицах; познакомить с
особенностями жизни и поведения
аиста; формировать желание создавать
красивые работы и выражать себя в
творчестве; воспитывать бережное
отношение к окружающему миру;
прививать любовь к природе.
1
Изготовление сказочной птицы, путём 1
аппликации
по
образцу.
Учить
передавать образ сказочной птицы,
передавая ее необычность и яркость,
украшать отдельные части и детали
изображения, закреплять умение детей
вырезать части предмета разной
Аппликация с
формы
и
составлять
из
них
элементами
изображение.
Развивать
мелкую
рисования
рук
и
координацию
«Сказочная жар-птица» моторику
движения
у
детей,
развивать
воображение, активность, творчество,
внимание, способствовать развитию
креативной,
гармонично развитой
личности ребёнка
Рисование
«Мишка в кроватке»
Формировать у детей умение рисовать 1
игрушку медведь, пропорции тела.
Учить украшать отдельные части и
11
детали
изображения
Рисование
расписных
узоров
по
всему
пространству листа бумаги (одеяло),
находить красивые сочетания красок
развитие чувства цвета, ритма, формы.
Рисование
«Совушка-сова»
Рисование
«Первый снег в лесной
чаще»
Рисование
«Снегири на ветке»
Учить рисовать птицу. Закреплять 1
представления детей о лесной птицесове, об особенностях её внешнего
облика, образе жизни. Учить детей
придавать выразительность образу
птицы через прорисовку тёмных
штрихов (перьев) на светлом силуэте,
нанося их в разных направлениях в
соответствии с расположением перьев
на голове, теле, крыльях.
Учить создавать зимний пейзаж. 1
Сформировать понятие о первом снеге:
его фактуре и свойствах. Закреплять
умения рисовать деревья; закреплять
умения смешивать цвета в палитре;
совершенствовать умения пользоваться
нетрадиционными инструментами для
рисования
(ватные
палочки).
Продолжать совершенствовать у детей
способ рисования тычком жесткой
кисточкой.
Совершенствовать умение детей
1
передавать в рисунке образ птиц –
снегирей, продолжать учить
передавать характерные детали,
соотношение предметов и их частей по
величине, высоте, расположению
относительно друг друга;
совершенствовать изобразительные
навыки и умения, формировать
художественно - творческие
способности. Учить правильно
располагать изображение на листе
бумаги. Закреплять умение правильно
держать кисть; брать краску
понемногу, учить смешивать
цвета. Воспитывать наблюдательность,
заботливое отношение к птицам,
доброжелательность, милосердие.
12
Рисование с
элементами
аппликации «Белая
береза под моим
окном»
Рисование с
элементами
аппликации
«На опушке елочка
стояла»
Изображение зимней березки по 1
мотивам лирического стихотворения,
гармоничное
сочетание
разных
изобразительных техник для передачи
характерных
особенностей
заснеженной кроны (аппликация) и
стройного ствола с тонкими ветками
(рисование)
Познакомить с признаками елки, учить 1
детей
составлять
аппликативное
изображение ёлочки из готовых форм
(кругов), с частичным наложением
друг на друга; закрепить навыки
рисования
зимнего
пейзажа,
продолжать
формировать
умение
рисовать способом тычка, используя
ватные палочки.
Учить самостоятельно, выбирать для 1
изображения эпизоды из сказок,
добиваться
более
полного
их
выражения в рисунке; формировать
умение передавать в рисунке образы
сказок,
строить
сюжетную
Рисование
«Заюшкина избушка» композицию, изображая основные
объекты произведения; закреплять
приемы
рисования
разными
изобразительными
материалами
(красками, карандашами). воспитывать
интерес к русским народным сказкам.
Создание
выразительных
образов 1
Аппликация с
снеговика из кругов разной величины,
элементами
рисования «Снеговики вырезанных из сложенных вдвое
квадратов, декоративное оформление.
в шапочках и
шарфиках»
Закреплять знание детей о жанре
изобразительной
деятельности
"портрет";
учить
правильно
Рисование с
располагать части лица. Закреплять
элементами
приемы рисования красками всей
аппликация
кистью и её кончиком, развитие
«Дед Мороз»
навыков и умений работы с гуашевыми
красками и смешивания цветов на
палитре для получения нужных
13
оттенков, развивать коммуникативные
способности детей; учить создавать
бороду из ваты.
Изготовление новогоднего сувенира. 1
Упражнять
детей
в
рисовании
предметов круглой формы. Закрепить
умение различать части предметов по
величине и называть: самый большой,
самый маленький, больше, меньше.
Передавать в рисунке строение
Рисование «Снеговик в предмета: расположение частей и
отношение их по величине.
снежном шаре»
Упражнять в различных приёмах
работы кистью (всей кистью и концом
кисти) и ватными палочками (глаза,
снег); в ровном закрашивании кругов
слитными линиями сверху вниз или
слева направо всем ворсом кисти.
Аппликация с
элементами
рисования
«Снегурочка»
Аппликация с
элементами
рисования
«Снежная елочка»
Закреплять знание детей о жанре 1
изобразительной
деятельности
"портрет";
учить
правильно
располагать части лица. Закреплять
приемы рисования красками всей
кистью и её кончиком, развитие
навыков и умений работы с гуашевыми
красками.
Вызвать
интерес
к
оформлению головных уборов.
Создание сюжетной композиции из 1
фигурок, выполненных на основе
треугольника,
и
дополненные
свободными техниками, способами
тычка, использование ватных палочек.
Познакомить детей с происхождение 1
праздника Крещение. Закреплять и
расширять знания о приметах зимы.
Воспитывать интерес к изучению
Рисование «Крещение» православной культуры. Воспитывать
уважение и любовь к русским
традициям.
14
Рисование
«Спит медведь в
берлоге»
Рисование
«Сказочная зима»
Рисование «Лисичка в
зимнем лесу»
Рисование
«Кормушка для птиц»
Учить располагать изображения на
полосе внизу листа, по всему листу.
Закреплять навык рисования медведя в
положении лёжа, передавая в рисунке
характерные особенности животного.
Обогащать сенсорный опыт, развивая
органы восприятия. Закреплять знания
детей о повадках и характерных
особенностях медведя. Развивать
композиционные умения.
1
Продолжать
учить
детей 1
самостоятельно передавать сюжет
зимнего пейзажа используя в одном
рисунке
разные
изобразительные
материалы и нетрадиционные техники
рисования. учить задумывать и
включать
в
рисунок
знакомые
предметы
(елочки, домик).
Учить
передать на рисунке вьюгу.
Продолжать совершенствовать у детей 1
способ рисования тычком жесткой
кисточкой. Развивать
умение
дополнять
рисунок
элементами.
Совершенствовать умение правильно
держать кисточку, прополаскивать ее
после
использования
краски.
Закреплять знания детей о диких
животных, о сезонных изменениях в
природе. Развивать координацию глаза
и руки, владение кистью руки, мелкую
моторику пальцев; детское творчество,
воображение, эстетическое чувство.
Прививать любовь к природе и
воспитывать бережное отношение к
ней, учить рисовать кормушку.
Развивать: мелкую моторику рук,
эстетическое восприятие, фантазию,
творческие способности,
изобразительные навыки.
1
15
Аппликация
«Синички»
Аппликация с
элементами оригами
«Лисичка»
Рисование
«Мой зимний город»
Аппликация с
«Пингвин»
Учить детей передавать в рисунке 1
образ птицы. Учить отрывать и
наклеивать маленькие кусочки бумаги
по
контуру
птицы.
Закрепить
представление о зимующих птицах,
иметь представление о том, чем
питаются птицы, как переносят
зимнюю стужу, почему не улетают в
теплые края, а остаются зимовать. Как
помочь птицам перенести суровую
русскую зиму.
Изготовление объемной аппликации из 1
бумаги
«Лисенок».
Учить
конструировать из цветной бумаги
фигурки
животных;
учить
изготавливать
объемную
аппликацию из бумаги. Развивать
умение работать с бумагой (сгибать
лист бумаги в разных направлениях),
развивать
фантазию,
творческие
способности,
развивать
мелкую
моторику пальцев.
Расширять и уточнять представления 1
детей о времени года – зиме. Развивать
умение детей передавать в рисунке
картину зимы в городе. Продолжать
знакомить
с
перспективой
при
изображении деревьев, домов (дальше
– меньше, ближе – больше)
Закрепить и расширить знания детей о
пингвинах. Учить детей складывать
фигуры по контуру, для составления
пингвинов. Воспитывать аккуратность
в работе при пользовании клеем.
Развивать творческие способности,
укреплять мелкую моторику рук.
1
16
Продолжать расширять представление 1
детей
о
военных
профессиях.
Продолжить знакомство детей с
аппликацией, упражнять
детей
в
вырезывании частей костюма матроса,
рук, ног, головы; закреплять умение
Аппликация «Матрос»
вырезывать симметричные части из
бумаги, сложенной вдвое (брюки,
кофта), закрепить умение разрезать
квадрат по диагонали на два
треугольника-флажка.
Воспитывать любовь к Родине. 1
Закрепить
у детей практические
навыки аппликации,
формировать
пространственные представления Аппликация
учить правильно, располагать детали
предметнона кораблике, формировать интерес и
декоративная
положительное
отношение
«Кораблик»
к аппликации, закреплять знание
цветов, развивать мелкую моторику
рук.
Воспитание
чувства
гордости 1
вооруженными силами своей страны.
Учить рисовать подводную лодку,
передавая форму и строение отдельных
её частей, закрепить их названия:
корпус, рубка, перископ. Развивать
Рисование «Подводная чувство
композиции
и
цвета
лодка»
самостоятельно
выбирая
изобразительный
материал.
Продолжать учить делать эскиз
рисунка
простым
карандашом,
аккуратно закрашивая его краской.
Рисование
декоративное с
элементами
аппликации
«Солнышко, нарядись
блинами угостись»
Рисование солнышка по мотивам
декоративно-прикладного искусства.
Показать варианты изображения
солнечных лучей (точки, круги,
пятнышки, жгутики и т.д) Учить
вырезать из прямоугольников овал
(блины) Развивать творческие
способности, укреплять мелкую
моторику рук.
1
17
Рисование с
элементами
аппликации
«С праздником,
мамочка»
Рисование
«Веселый лев»
Рисование
«Подснежники»
Рисование
«Ваза с цветами»
Научиться рисовать мелкие цветы при 1
помощи ватной палочки. Научить
рисовать гуашью с помощью ватной
палочки. Учить смешивать краски и
получать различные оттенки цвета.
учить делать вазу из конверта.
Развивать чувство прекрасного.
Формировать умение детей наносить 1
длинные и короткие штрихи в одном и
разных направлениях, способствовать
обучению ритмичному нанесению
штриховки; обучать с помощью
штриха изображать качественный
признак
животного
«лохматость
гривы».
Воспитывать
доброжелательное отношение к диким
животным.
Научить
детей
воплощать
в 1
художественной
форме
свои
представления
о
первоцветах.
Расширять знания детей о весне и
первом весеннем цветке-подснежнике.
Развивать чувство формы и цвета.
Воспитывать бережное отношение к
природе.
Научить
1
рисовать цветы в вазе с помощью
гуаши. Учить рисовать объекты по
наблюдению,
передавать
их
особенности,
вызвать
интерес
к рисованию цветов.
Развивать
чувство цвета, композиции, творческое
воображение, усидчивость, умение
подбирать краски по цветовой гамме.
Рисование фантазийных цветов по 1
мотивам
экзотических
растений;
Рисование
освоение
приемов
оттиска
из
воздушными шарами воздушных
шаров,
украшать
«Цветы»
блестками сердцевину.
Аппликация с
Сделать открытку для мамы. Учить
1
18
элементами
рисования «Лилия»
Аппликация
обрывная с
элементами
декоративного
рисования «Полет
воздушных шаров»
Рисование
«Черный кот»
Рисование
«Веселый клоун»
Рисование
«Жирафик»
составлять из частей цветка красивое
целое изображение, воспитывать
аккуратность,
закрепить навыки намазывания клеем
и приклеивания на картон, развивать
эстетическое восприятие.
Продолжать
учить
обрывной 1
аппликации, аккуратно заклеивать по
контору
их;
Способствовать активизации словаря
по
теме
(наземный,
водный,
воздушный) Воспитывать интерес к
рисованию. Закрепить знания детей
видеть
контур;
развивать мышление, воображение,
развивать композиционное умение.
Учить
детей
передавать 1
в рисунке образ котенка,
используя
навык рисование кистями
разного
размера и красками. Расширение
знаний у детей о домашних животных.
Развитие художественно-творческих
способностей детей, образного и
ассоциативного мышления, фантазии.
Познакомить
с
домашними
животными,
учить
изображать
животных.
воспитывать
художественный вкус.
Закреплять умения детей передавать в 1
рисунке характерные особенности
человека: строение тела, форма. Учить
передавать в рисунке образ клоуна
через атрибуты профессии, детали
костюма. Учить передавать цветом
веселое настроение. Учить изображать
улыбающегося человека. Развивать
интерес
к
изобразительной
деятельности, эстетические чувства,
замысел рисунка.
Закрепить
особенности
внешнего
вида жирафа,
особенности
его
приспособления к окружающей
19
среде.
Развивать
умение рисовать
жирафа в
определенной
последовательности,
передавая характерные особенности
его
внешнего
вида.
Закреплять
умение рисовать контур
животного
простым карандашом без нажима.
Закреплять
приемы рисования
красками.
Аппликация «Ракета»
Рисование
«Инопланетянин»
Закрепить представления детей о 1
космосе, продолжать формировать
умения и навыки работы с бумагой в
различной
технике
выполнения.
Самостоятельно выбирать и сочетать
силуэтную
(симметричную),
ленточную и обрывную аппликации
для получения красивого изображения;
дополнять ракету другими элементами
(иллюминатор,
сопло,
крылья)
складывать полоски в несколько раз
для получения одинаковых деталей
(звёзды, кометы) формировать умение
планировать
свою
работу
и
действовать
в
соответствии
с
замыслом;
1
Уточнить и расширить представления
детей о планетах Солнечной системы;
развивать познавательный интерес к
космосу; воспитывать чувство
гордости за свою Родину, пославшую
первой человека в космос.
. Составление гармоничных образов
1
рыбок из отдельных элементов
(кругов, овалов, треугольников).
Подвести детей к пониманию, что
подводный мир морей и океанов очень
Рисования силуэтная
разнообразен и в своих рисунках
с элементами
можно изображать любых подводных
аппликация
обитателей.
«Морские жители»
. Расширять представления детей о
подводных обитателях морей и
океанов.
20
Познакомить
с
мастерством 1
миниатюрной росписи на поверхности
яйца (славянскими писанками); с
историей и особенностями этого
древнего искусства; научить рисовать
традиционные элементы и орнаменты;
Аппликация с
совершенствовать умение работать
элементами рисование
кистью
и
красками,
дополнять
«Пасхальный венок»
изображение
нетрадиционными
методами
рисования:
пальчиком,
ватной палочкой; развивать фантазию,
наблюдательность и воображение;
составить венок из пасхальных яиц.
Научить рисовать праздничный салю.
Вызвать эмоциональный
положительный отклик на
предложение рисовать необычным
способом. Развивать
самостоятельность, активность,
Рисование «Салют над ощущение собственной значимости.
Развивать эстетические чувства,
Кремлем»
выделяя средства выразительности в
изображениях, созданных другими
детьми.
Воспитывать любовь к своей Родине и
родному город.
1
Вызвать интерес к созданию образа 1
моря, отражать свои представления о
море, летнем отдыхе изобразительновыразительными
средствами,
построению
изображения
композиционно.
Учить
создавать
морской пейзаж, передавая богатство
цветов и оттенков неба и моря.
Аппликация с
элементами рисование Способствовать чтобы в рисунке дети
передавали своё отношение к морю,
«Море»
используя
цвет
как
средство
выражения (светлые краски- спокойное
море, тёмные - тревожное море)
Продолжать формировать знания о
назначение обуви и её частей .
Формировать
умение
классифицировать обувь по сезону:
21
зимняя, летняя, осенняя.
Рисование
«Дельфинчик»
Учить детей создавать изображение
1
дельфина на основе основной форме -овал.
Закреплять приемы рисования карандашом
и закрашивания краской. Развивать умение
детей правильно располагать изображение
на листе
бумаги (в центре листа).
Воспитывать любовь к природе,
аккуратность. Обеспечить развитие
мелкой моторики пальцев рук,
наблюдательности, творческих
способностей, воображения.
Учить детей складывать объемную
1
лягушку, прорисовывать детали;
совершенствовать знания понятий
форм круглой, прямоугольной и
Аппликация с
квадратной, подводить детей к
элементами рисование
сюжетному рисованию; расширять
«Лягушонок»
знания детей о лягушках, развивать
мелкую моторику рук,
развивать творчество, фантазию;
воспитывать аккуратность в работе.
Закреплять умение рисовать по 1
собственному
замыслу,
самостоятельно
продумывать
содержание, композицию рисунка;
учить
детей,
выбирать
разные
материалы.
Продолжать
учить
передавать в изображении основные
Рисование «Рожок с свойства и характерные детали
изображаемого предмета.
мороженым»
Развивать умение самостоятельно
выбирать цветовое решение для
реализации образа.
Закреплять умение организовывать
своё
рабочее
место,
работать
аккуратно, правильно держать кисть.
итого
56 ч
22
Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет.
1. Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства
(живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство,
архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования
эстетического отношения к окружающему миру.
2. Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других
как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким
видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их
содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений;
развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
3. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые
предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения
искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при
создании произведения, о том, какими художественными средствами
передается настроение людей и состояние природы.
4. Расширять,
систематизировать
и
детализировать
содержание
изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о
семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных
явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч.
космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к
изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой
портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на
прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с
соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании
пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей
изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё
представление об историческом прошлом Родины посредством изображения
характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.
5. Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный)
мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного
искусства; перенести это понимание в собственную художественную
деятельность; показать возможность создания сказочных образов (КонькаГорбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного
преобразования образов реальных;
6. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов,
сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и
приёмов реализации замысла.
23
7. Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая
свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными
выразительными средствами настроение и характер образа (грустный
человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
8. Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной
деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и
фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая
строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка
вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка
одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла
вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью
конкретизации содержания.
9. Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию
в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком
пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и
взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями
(например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга);
изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры;
выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы,
окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок,
композиционная схема.
10. Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по
форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши,
акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств,
выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с
материалами и средствами изображения.
11. Учить координировать движения рук в соответствии с характером
создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из
глины, широкие движения кистью в коллективной композиции).
12. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами
13. Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками
(свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения
задуманных цветов и оттенков)
14. Самостоятельно выбирать художественные материалы для создания
выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или
24
пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков
или эскизов - уголь или простой карандаш).
Календарно – тематическое планирование по изобразительной
деятельности для детей 6-7 лет
Название занятия
Рисование
«Летние
каникулы»
Задачи занятия
час
ы
Учить отображать в рисунках впечатление о лете. 1
Предложить
детям
поделиться
летними
впечатлениями и нарисовать то, что они помнят о
лете.
Напомнить детям о том, что рисовать надо начать
с более крупных предметов и заканчивать
мелкими деталями.
Вспомнить с детьми что такое ближний план и
дальний.
Дети
рисуют
композицию,
самостоятельно выбирая темы и материал.
Рисование
сюжетное по
замыслу
«Ежик в осеннем
лесу»
Помочь детям освоить нетрадиционный способ 1
рисования пластиковой вилкой иголок ежику,
крону деревьев и траву. Развивать творческие
способности у детей, закреплять умение называть
основные цвета. Формировать художественное
восприятие
и
воображение,
сформировать
представление о еже, его внешнем виде и
характере поведения.
Аппликация с
элементами
рисования
«Муравейник»
Познакомить детей с работой нетрадиционными 1
материалами (чайной заваркой) для изготовления
муравейника. Развивать творческие способности,
воображение. Расширить знания детей о муравьях,
местах их обитания, характерных особенностях.
Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать
бережное отношение к природе.
Аппликация
(аранжировка) из
осенних листьев
«Осенние картины»
Учить детей создавать сюжетные композиции из 1
природного материала - засушенных листьев,
развивать
чувство
цвета
и
композиции.
Воспитывать интерес и бережное отношение к
природе, вызвать желание сохранять её красоту в
аранжировках и флористических композициях.
Аппликация из
Учить детей создавать зайку из природного 1
осенних листьев с материала - засушенных листьев, лепестков,
элементами
семян; развивать чувство цвета и композиции.
25
рисованием
«Зайка»
Воспитывать интерес и бережное отношение к
природе, вызвать желание сохранять её красоту в
аранжировках и флористических композициях.
Аппликация
объемная
«Ежик»
Рисование ежика с натуры игрушки. Учить 1
передавать форму, цвет и окраску. Развивать
технические навыки в рисовании карандашами,
красками и другим материалом. Развивать мелкую
моторику пальцев рук, творчество.
Рисование
с элементами
ниткографики
«Осенние дары
природы»
Учить детей создавать образы разных листьев, 1
грибов, фруктов «Осенние дары природы»
передавая форму и окраску осенних листьев.
Учить смешивать краски для получения сложных
оттенков и передачи осеннего колорита. Учить
продевать нитку в отверстия. Использовать разный
материал для создания предметов.
Рисование
«Лесной олень»
1
Создание условий для формирования умений
рисовать животных по образцу, развитие
изобразительных способностей. Уточнить и знания
детей о оленях. Продолжать развивать детское
изобразительное творчество. Закреплять
технические навыки и умения в рисовании.
Воспитывать бережное отношение к животному
миру.
Рисование в
технике
«Тинга-тинга»
Изучить технику изображения экзотических 1
животных, её происхождение. Изучить историю
происхождения этого стиля. Научиться рисовать в
этом стиле и показать его особенности.
Объемная поделка учить детей делать игрушку по образцу, 1
использовать для соединения частей игрушки
из шишек
пластилин; формировать интерес к данному виду
«Зайка»
труда. Развивать навыки работы с природным
материалами и
пластилином.
Воспитывать
внимательность
и
старание
в
работе,
настойчивость в достижении цели. Объективно
оценивать результаты работы.
Аппликация
«Лисонька –
кумушка»
Научить детей создавать аппликации на основе
геометрических фигур – кругов, овалов.
Закреплять знания техники безопасности при
работе с ножницами и клеем. Закреплять навыки
1
26
самостоятельного изготовления поделки по
образцу. Продолжать учить проявлять
аккуратность в работе.
Рисование
«Тигр»
Рисование приемом обводки контура ладони.
1
Учить детей создавать образ тигра приемом
обводки
контура ладони. Закреплять навык
обводки контура руки. Развивать воображение,
пространственное и образное мышление, мелкую
моторику.
Воспитывать
самостоятельность.
Воспитывать у детей стремление к достижению
результата.
Формировать у детей умение рисовать игрушку 1
Рисование с
медведь, пропорции тела. Учить украшать
элементами
отдельные части и детали изображения Рисование
аппликации
«Мишка в кроватке расписных узоров по всему пространству листа
бумаги (одеяло), находить красивые сочетания
красок развитие чувства цвета, ритма, формы.
Рисование с
элементами
аппликации
«Белка в дупле»
формировать умение рисовать белку.
1
Расширять знания детей о диких обитателях леса
(белка). Формировать умение передавать форму и
расположение частей животного. Обогащать
словарный запас детей.
Создавать из цветной бумаги ствол дерева.
Развивать глазомер, координацию глаза и руки.
Аппликация с
элементами
оригами
«Совушка»
Обучение складыванию совы из бумаги в технике
оригами.
Закрепить приемы сгибания и складывания
бумаги, учить правильно и тщательно выполнять
сгибы на бумаге. Развивать речь, память,
воображение, творческую активность, фантазию и
изобретательность. Воспитывать трудолюбие,
эстетический вкус, аккуратность, любовь к
природе.
Рисование по
замыслу с
элементами
аппликации
«Дремлет лес под
сказку сна»».
1
Учить детей создавать картину зимнего леса по 1
замыслу. Побуждать к поиску оригинальных
способов рисования заснеженных крон деревьев
(декоративное рисование по мотивам Гжели,
прорезной декор). Формировать композиционные
умения (рисовать густой лес ярусами, начиная с
заднего плана). Поощрять детей воплощать в
художественной форме свои представления о
27
природе, эстетические переживания и чувства.
Аппликация из
ватных палочек
«Зимняя ночь»
Учить детей создавать картину зимнего леса по 1
замыслу выкладывая ватные палочки. Развивать
творческую активность детей, художественный
вкус, фантазию при создании композиции.
Объемная поделка Дать представление о сове, как символе мудрости,
знаний. Продолжать учить делать фигурки из
«Сова – мудрая
голова»
втулки. Закрепить умение обматывать ниткой
туловище совы. Развивать творческие способности
и фантазию. Разрабатывать мелкую моторику рук.
Поделка
«Елка новогодняя»
Закреплять умения работать с цветной бумагой.
Создавать изображение ели из конусообразной
заготовки.
Развивать конструктивное мышление и
сообразительность.
1
1
Рисование с
элементами
аппликации
«Снеговик»
Учить создавать выразительный образ снеговика, 1
по возможности, точно передавать своеобразие
формы
предмета
и
пропорциональное
соотношение его частей. Разрезать прямоугольник
на полоски. Упражнять в правильном наклеивании
их. Закреплять умение правильно держать
ножницы, работать ими, пользоваться клеем,
салфеткой. Учить составлять композицию во весь
лист, дополнять отдельными частями.
Рисование с
элементами
аппликации
« Дед мороз»
Учить создавать выразительный образ Дед 1
Мороза, по возможности точно, передавая форму и
пропорциональное соотношение лица. Продолжать
освоение способа вырезания круга из квадрата
путем сложения его пополам и закругления его
парных уголков. Учить детей понимать и
передавать пространственное отношение (над, под,
справа, слева).
Новогодняя
открытка
Рисование новогодней елки гуашевыми красками с 1
передачей особенностей ее строения и размещения
в пространстве. Изготовление поздравительных
открыток-самоделок с сюрпризом
Аппликация с
элементами
рисования
Закреплять знание детей о жанре изобразительной 1
деятельности
"портрет";
учить
правильно
располагать части лица. Закреплять приемы
28
«Снегурочка»
Аппликация из
цветного песка
«Снегирь на ветке»
Рисование
«Крещение»
Рисование с
элементами
аппликации
«Пушинки –
балеринки»
Рисование
«Зима в горах»
рисования красками всей кистью и её кончиком,
развитие навыков и умений работы с гуашевыми
красками. Вызвать интерес к оформлению
головных уборов.
Закреплять умения детей делать набросок для
построения рисунка. Уточнить представление о
внешнем виде снегиря, развивать
исследовательский интерес (особенности
строения, окраска).
Совершенствовать технику рисования цветным
песком, добиваться выразительного изображения
птицы (снегиря).
Воспитывать любознательность, художественный
вкус, интерес к рисованию.
1
Познакомить детей с происхождение праздника 1
Крещение. Закреплять и расширять знания о
приметах зимы. Воспитывать интерес к изучению
православной культуры. Воспитывать уважение и
любовь к русским традициям.
Создание условий для творческого применения
1
освоенных ранее приёмов рисования, возможности
реализовать полученные навыки.
Познакомить детей с видом искусства – балетом, с
историей его рождения. Расширять представления
о балеринах и особенностях их профессии.
Закреплять полученные навыки рисования.
Воспитывать интерес к творчеству, прививать
эстетический вкус. Развивать связную речь и
обогащать словарный запас детей.
Учить детей изображать явления природы,
описанные в стихах, передавать их содержание,
используя выразительные средства (композицию,
цвет). Учить детей самостоятельно придумывать
композицию рисунка, выделяя дальний и ближний
план пейзажа; закрепить знания детей о жанре
живописи – пейзаж. Закрепить разнообразные
способы изображения снега — «набрызги», тычки,
кисть, пальчик.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь
к природе, к родному краю через изобразительное
искусство, музыку, поэзию.
Развивать творческое воображения, фантазию,
1
29
мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать
явления природы.
Рисование
«Кормушка для
птиц»
Аппликация
«Синички и
снегири»
Рисование
«Вертолет»
Прививать любовь к природе и воспитывать
бережное отношение к ней, учить рисовать
кормушку. Развивать: мелкую моторику рук,
эстетическое восприятие, фантазию, творческие
способности, изобразительные навыки.
1
Учить детей передавать в рисунке образ птицы. 1
Учить отрывать и наклеивать маленькие кусочки
бумаги
по
контуру
птицы.
Закрепить
представление о зимующих птицах, иметь
представление о том, чем питаются птицы, как
переносят зимнюю стужу, почему не улетают в
теплые края, а остаются зимовать. Как помочь
птицам перенести суровую русскую зиму.
Расширять знания о российской армии, о военно- 1
воздушных войсках, о военных вертолетах,
закреплять умение отгадывать загадки, учить
детей рисовать военный вертолет поэтапно
акварельными красками, развивать творческие
способности, внимание, фантазию, мелкую
моторику, формировать умение самостоятельно
обогащать сюжет рисунка, воспитывать уважение
к защитникам Отечества, гордость за русских
воинов.
Закрепить и расширить знания детей о пингвинах.
Рисование
Учить детей рисовать округлую фигуру
«Пингвины на
Северном полюсе» пингвинов. Передавать северное сияние разными
оттенками на рисунке. Воспитывать аккуратность
в работе при пользовании клеем. Развивать
творческие способности, укреплять мелкую
моторику рук.
Рисование
«Самолет»
Учить передавать специфические особенности
формы строения самолета;
использовать простой карандаш для создания
эскиза; закреплять навыки рисования акварелью.
Поделка
«Бинокль»
Развивать конструктивные умения и навыки. 1
тренировать навыки вырезания ножницами;
развивать
память,
фантазию,
творческое
мышление;
воспитывать
аккуратность,
1
30
усидчивость.
Аппликация
«Тридцать три
богатыря»(коллекти
вная композиция)
Аппликация
«Рыба кит»
Учить детей создавать коллективную
1
аппликативную композицию по мотивам
литературного произведения. Учить планировать и
распределять работу между участниками
творческого проекта. Совершенствовать технику
аппликации: вырезать богатыря по самостоятельно
нарисованному контуру из бумаги, сложенной
вдвое, дополнять другими элементами,
вырезанными из фольги (шлем, щит, меч).
Развивать способности к композиции.
Формировать коммуникативные навыки,
обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Формировать умение создавать образ кита,
передавать в поделке ее форму, части тела,
дополнять поделку мелкими деталями.
Продолжать формировать умение конструировать
поделки из бумаги по инструкции и показу
педагога. Отрабатывать навыки сгибания круглого
листа бумаги. Упражнять в знакомых способах
вырезывания, соблюдать правила безопасности в
работе с ножницами.
1
Поделка из втулок Развивать воображение и творческие способности 1
«Забавные зверята» (умение самостоятельно составлять животное из
кругов и полукругов разной величины и цвета);
продолжать упражнять детей в вырезании кругов
из квадратов и полукругов путем разрезания
кругов пополам по сгибу; составлять изображение
из частей в определенной последовательности,
располагая посередине втулки сначала крупные
части, затем мелкие.
Рисование с
элементами
аппликации
«Ваза с цветами»
Учить детей рисовать с натуры, передавая 1
конструкцию веток;
учить детей красиво располагать изображение на
листе бумаги;
закреплять умение различать оттенки цветов и
передавать их в рисунке;
совершенствовать умение изображать предметы,
передавая их форму, величину, строение,
пропорции,
цвет,
композицию;
создавать
объемную вазу,
учить обращаться к натуре в процессе рисования,
31
самостоятельно подбирать цвета в соответствии с
натурой.
Поделка из бисера Ознакомление с бисером. История бисера. 1
«Браслет для мамы» Материалы для бисероплетения. Простые способы
плетения.
Ознакомить учащихся с бисером. Разновидности
бисера. Фурнитура для использования при
бисероплетении.
Простые способы плетения бисера.
Аппликация
«Весна пришла»
Вызвать интерес к оформлению своих работ как 1
завершающему этапу творчества. Создать условия
для творческого применения освоенных умений;
продолжать учить планировать работу. Развивать
воображение, чувство ритма и композиции.
Аппликация с
элементами
рисования
«Весенние
скворечники»
Уточнить и расширить знания детей о сезонных 1
весенних изменениях в живой и неживой природе.
Познакомить
с
особенностями
жизни
скворцов. Учить детей изображать в аппликации
предметы, состоящие из нескольких частей,
определять геометрическую форму. Развивать
цветовое восприятие, воображение, мышление,
речь детей. Воспитывать доброе, заботливое
отношение к птицам. Обогащать словарь детей:
скворец, скворечник, леток, насест.
Рисование
«Полет аэростата»
(воздушный шар)
Продолжать учить рисовать карандашами круглые 1
предметы и аккуратно закрашивать их; Закреплять
ранее
полученные
знания
росписи.
Способствовать активизации словаря по теме
(наземный, водный, воздушный) Воспитывать
интерес к рисованию. Закрепить знания детей
видеть
контур;
развивать мышление, воображение, развивать
композиционное умение.
Рисование
«Весна в горах»
1
Формирование художественно- творческих
способностей, научить детей создавать
композицию «Ранняя весна».
Формировать положительно- эмоциональное
отношение к природе.
Формировать представления детей о ранней весне.
Расширять знания о характерных признаках весны.
32
Закрепить умение передавать свое отношение к
природе, через аппликацию.
Аппликация с
элементами
рисования
«Пони»
Развитие детского творчества через активизацию 1
познавательной
деятельности,
закреплять
приемы вырезания и наклеивания; закреплять
умение соразмерять размер изображения с
величиной листа (не слишком крупное или мелкое,
красиво располагать изображения на листе;
продолжать формировать у детей умение
задумывать содержание своей работы.
Рисование
декоративное с
элементами
аппликации и
письма
«Рыбки играют,
рыбки сверкают»
Продолжать учить детей самостоятельно и 1
творчески отражать свои представления о природе
разными
изобразительно-выразительными
средствами. Вызвать интерес к изображению
рыбок в озере комбинированной техникой (узор на
вырезанном
силуэте).
Познакомить
с
нетрадиционной
техникой
декоративного
рисования (отпечатки ватными палочками или
пальчиками). Развивать графические навыки и
способности к формообразованию. Воспитывать
эстетическое отношение к природе.
Рисование
«На арене цирка»
Научить детей рисовать клоуна на основе 1
собственных представлений в движении по схеме.
Учить изображать характерные особенности
костюма клоуна. Формировать умение подбирать
контрастное цветосочетание в соответствии с
содержанием и характером образа (смешной
клоун); познакомить с цирковыми профессиями.
Аппликация
«Космический
корабль»
Систематизировать
представления
детей
о 1
космосе. Учить детей создавать образную картину,
упражнять в вырезывании одинаковых частей из
бумаги. Закреплять умение красиво располагать
изображения на листе. Воспитывать интерес к
Космосу и космонавтам.
33
Аппликация
«Марсианин»
развивать расширенное представление детей о 1
космосе и интерес к изобразительной деятельности
Учить создавать образ марсианина обводя контур
руки; Развивать мелкую моторику рук; Развивать
глазомер; воспитывать желание выполнить работу
до конца; воспитывать уважительное отношение к
космосу; воспитывать интерес к познанию
окружающего мира.
Рисование с
элементами
аппликации
«Пасхальный яйца»
Познакомить детей о светлом празднике Пасха. 1
Воспитывать любовь к культуре своего народа, его
традициям, обычаям, обрядам. Развивать у детей
художественно-творческие способности.
Освоение техники вырезывания, аккуратность, 1
Аппликация с
элементами лепки освоение навыков работы с ножницами, клеем.
Развивать зрительный контроль действия рук,
«Птица Тукан»
учить детей создавать составную аппликацию из
частей, правильно передавая их относительную
величину. Закреплять умение вырезать части
круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать
изображение, красиво располагать на листе
бумаги.
Поделка из втулок Развивать воображение и творческие способности; 1
передать практические навыки моделирования
«Кукла»
куклы из бумаги на основе цилиндра. Развивать
чувство формы, пропорции, глазомер, мелкую
моторику рук, фантазию, творчество. Воспитывать
аккуратность в работе. Вызвать эмоциональный
отклик на созданные поделки.
34
Рисование
«Парад у стен
Кремля»
Расширять знания детей о Москве – столице нашей 1
России.
Познакомить с историческим прошлым Москвы.
Расширить знания детей о Кремле и его
достопримечательностях.
Формировать умение передавать в рисунке
архитектуру главной башни Кремля - Спасской,
передавая ее форму. Способствовать овладению
композиционными умениями: располагать предмет
на листе с учетом его пропорций. Закреплять
умение детей рисовать кистью
разными
способами: широки линии – всей кистью, тонкие –
кончиком кисти; наносить мазки – при рисовании
отдельных деталей.
Аппликация
объемная
«Радуга с
облаками»
Уточнить и обобщить знания детей об облаках. 1
Дать представления о процессе образования
облаков и дождя с помощью опыта. Познакомить
детей с возможностями использования не
изобразительных материалов (вата медицинская) в
творчестве. Расширить знания об аппликации, о
видах мозаики.
Упражнять в составлении предложений, в умении
сочинять
маленькие
рассказы.
Развивать
воображение, выразительную речь, мелкую
моторику рук и тактильные ощущения, умение
работать с ватой, с клеем, творческую активность.
Закреплять знания цветов радуги.
Рисование
«Березовая роща»
Учить давать описание внешнего вида березы и 1
изображать березу на рисунке. Учить по
иллюстрациям; учить передавать в рисунке
характерные особенности березы (белый, тонкий
ствол с черными пятнами; тонкие, гибкие ветви;
легкая, зеленая листва);
обучить способом действия полусухой кистью для
изображения вертикальных мазков листвы и
горизонтальных – пятен; закрепить навыки
рисования концом кисти тонких изогнутых ветвей
березы; формировать умение понимать смысл
образных выражений в загадках, и представления
детей
через
загадки и
иллюстрации
о
белоствольной русской березе.
35
Рисование с
элементами
аппликации
«Рожок с
мороженым»
Закреплять умение рисовать по собственному 1
замыслу,
самостоятельно
продумывать
содержание, композицию рисунка; учить детей,
выбирать разные материалы. Продолжать учить
передавать в изображении основные свойства и
характерные детали изображаемого предмета.
Развивать умение самостоятельно выбирать
цветовое решение для реализации образа.
Закреплять умение организовывать своё рабочее
место, работать аккуратно, правильно держать
кисть.
Рисование «Панда» Закреплять знания детей о животном, занесенным 1
в Красную книгу, среде обитания, его внешнем
виде;
развивать
творческое
воображение,
внимание, мелкую моторику; использовать
нетрадиционные
техники
рисования
при
изображении
шерсти
животных
(губкой);
воспитывать бережное отношение к природе;
аккуратность в работе.
Рисование с
элементами
аппликации
«Лягушонок»
Учить детей складывать объемную
1
лягушку, прорисовывать детали; совершенствовать
знания понятий форм круглой, прямоугольной и
квадратной, подводить детей к сюжетному
рисованию; расширять знания детей о лягушках,
развивать мелкую моторику рук, развивать
творчество, фантазию;
воспитывать аккуратность в работе.
56
итого
Методическое обеспечение программы
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала
у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие
условия для проведения образовательного процесса, при которых
познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом
наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для
которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие
способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка,
ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным
уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить
индивидуальный подход к каждому ребенку.
36
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу
выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному;
освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка,
создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная
личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами,
увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также
используются практические
задания, выполнение
которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения
учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия,
задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.
Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала,
иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции
работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству,
изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические
материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную
почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления
творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к.
учит детей технике обращения с различными художественными материалами
(акварель, гуашь, пастель , восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно
работать с разными инструментами (кисть, карандаш , палитра) При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на
мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы
над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от элементарных упражнений
до построения композиции.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях
программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую
разминку для кистей рук.
37
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку
быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к деятельности, полезно
вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с
игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для
следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов.
Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может
послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно
вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько
удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить
легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его
способностей, что приведет к желаемому результату.
38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая
группа - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Подготовительная к школе группа - М.: Издательский дом «Цветной
мир», 2017.
3. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики:
4. конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М.: ИД
«Цветной мир», 2018. — 200 с., 3-е издание, перераб. и доп.
39
Приложение 1
СПИСОК
репродукций и предметов искусства,
рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном
возрасте
ЖИВОПИСЬ
1. Кончаловский П. «Сирень»
2. Садовников В. «Цветы и фрукты»
1. Айвазовский И. «Волна», «Чёрное море»
2. Борисов-Мусатов В. «Весна»
3. Бродский И. «Осенние листья»
4. Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель», «Перед
дождём»
5. Грабарь И. «Мартовский снег»
6. Куинджи А.И. «Днепр утром»
7. Левитан И. «Большая вода», «Март»
8. Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень»
9. Шишкин И.И. «Берёзовая роща»
1. Васнецов А. «Весна» Васнецов В. «Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка»
2. Венецианов А. «Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок»
3. Рембрандт. «Портрет пожилой женщины»
4. Репин И. «Стрекоза»
НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
Богородская резная игрушка:
Дымковская (вятская) игрушка
Русская матрёшка
Филимоновская игрушка-свистулька
ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ
Гжельская керамика
Городецкая роспись по дереву
Жостовская роспись на металлических подносах
Хохломская роспись по дереву
КНИЖНАЯ ГРАФИКА
Билибин И.Ю. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевналягушка»
Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золушка»
Маврина Т. «Сказка о золотом петушке», «Слоненок»
Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки
40