Нейропсихология

18.06.2025

Если у ребенка есть проблемы в развитии: гиперактивность, синдром дефицита внимания (СДВГ), задержка речевого или психического развития (ЗПР, ЗРР), то нужно применять специальную коррекцию. Это один из самых эффективных и безопасных методов устранения перечисленных нарушений. Нейропсихологические занятия с детьми – это не панацея, но результат есть, и он весомый.

Нейропсихологическая коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций, связанных с работой головного мозга: восприятия, внимания, пространственной ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.

Все это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Когда мальчик или девочка уже достигли школьного возраста, то им сложно дается учеба: чтение, счет и всё остальное. Проблемы могут быть и у подростков.

 

Родителям обязательно нужно обратиться к нейропсихологу, получить практическую помощь, если замечены такие негативные проявления:

 

У ребенка проблемы с памятью. Он не может «зафиксировать» простые вещи.

Сниженная работоспособность малыша или подростка.

Дислексия, неспособность решать элементарные задачи, считать по порядку.

Нарушения речи.

Нарушения в сферах: моторики, сна, питания, координации.

Гиперактивность или заметная заторможенность.

Отсутствие контакта с родителями, слабое выражение эмоций.

Импульсивность, неспособность ребенка к самоконтролю, усидчивости в процессе обучения, например, в начальной школе.

 

В домашних условиях нельзя поставить точный диагноз. Необходимо комплексное обследование, которое проводят специалисты. Родители могут лишь подозревать, что у ребенка есть нарушения психики или даже умственная отсталость. Но паниковать раньше времени не стоит. Если есть подозрения, что мальчик или девочка отклоняются в своем развитии от нормы, то нужно, чтобы это подтвердил врач.

 

Когда в детском мозге действительно что-то происходит не так, применяют комплекс мер по устранению нарушений, в том числе нейропсихологическую коррекцию. Метод особенно действенный, если выявлены следующие проблемы:

задержка речевого развития (ЗРР);

проблемы с психическим развитием (ЗПР) – этот недостаток может сочетаться с предыдущим;

синдром гиперактивности и дефицита внимания;

аутизм;Хочу такой сайт

расстройства эмоционального и умственного характера;

недоразвитость мозга;

рассеянный склероз– может развиваться с 15 лет.

 

Нейропсихологические упражнения и игры– это то, что подходит для ребят разного возраста. И 3 лет, и 6, и 10.

Для каждого программа разрабатывается индивидуально, нейропсихолог формирует комплекс, который последовательно активирует нужные зоны мозга. В основе – методы тактильно-кинестетической корреляции.

Нейропсихологические упражнения:

развивают мозолистое тело мозга;

повышают стрессоустойчивость;

синхронизируют работу двух полушарий;

улучшают мыслительную деятельность;

укрепляют память;

елают ребенка более внимательным.

 

Занятия с нейропсихологом подходят для детей, у которых есть перечисленные выше проблемы, но их можно организовывать и для тех, у кого со здоровьем всё в порядке.

Показания к занятиям в зависимости от возраста

С 2-3 лет диагностируют задержку в развитии речи. С ребенком нужно работать над запоминанием новых слов, пополнением их запаса. Уделяют внимание развитию речевого аппарата. Необходимо работать над мелкой моторикой, потому что она напрямую связана с речью.

В 3-4 года, когда детей зачисляют в младшую группу дошкольного учреждения, малышам нужно учиться играть вместе, познавать мир.

В 5–7 лет дети должны осваивать первые навыки письма, знакомиться с книгами, рассматривать картинки и пробовать читать, учить стихи.

7–10 лет – возраст, когда у ребенка могут начаться проблемы с обучением. Если школьник не осваивает рабочую программу, не способен высидеть урок, коммуницировать со сверстниками, плохо пишет в тетради – это всё тревожные моменты. Возможно, нужны решения из области нейропсихологии. Решение принимается после консультации со специалистом.

Памятка. Нейропсихологические занятия с детьми.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».