Нейропсихология
18.06.2025
Если
у ребенка есть проблемы в развитии: гиперактивность, синдром дефицита внимания
(СДВГ), задержка речевого или психического развития (ЗПР, ЗРР), то нужно
применять специальную коррекцию. Это один из самых эффективных и безопасных
методов устранения перечисленных нарушений. Нейропсихологические занятия с
детьми – это не панацея, но результат есть, и он весомый.
Нейропсихологическая
коррекция – это исправление, изменение, приведение в норму процессов и функций,
связанных с работой головного мозга: восприятия, внимания, пространственной
ориентации, эмоционального реагирования, речи, памяти, моторики.
Все
это определяет, насколько ребенок будет успешно учиться, взаимодействовать со
сверстниками. В целом – как хорошо он сможет существовать в обществе. Речь идет
о детях разного возраста. Например, 4-5-летние малыши в дошкольных
образовательных учреждениях, если имеют какие-то нарушения, не могут нормально
играть в коллективе, общаться с другими ребятами и взрослыми. Когда мальчик или
девочка уже достигли школьного возраста, то им сложно дается учеба: чтение,
счет и всё остальное. Проблемы могут быть и у подростков.
Родителям
обязательно нужно обратиться к нейропсихологу, получить практическую помощь,
если замечены такие негативные проявления:
У
ребенка проблемы с памятью. Он не может «зафиксировать» простые вещи.
Сниженная
работоспособность малыша или подростка.
Дислексия,
неспособность решать элементарные задачи, считать по порядку.
Нарушения
речи.
Нарушения
в сферах: моторики, сна, питания, координации.
Гиперактивность
или заметная заторможенность.
Отсутствие
контакта с родителями, слабое выражение эмоций.
Импульсивность,
неспособность ребенка к самоконтролю, усидчивости в процессе обучения,
например, в начальной школе.
В
домашних условиях нельзя поставить точный диагноз. Необходимо комплексное
обследование, которое проводят специалисты. Родители могут лишь подозревать,
что у ребенка есть нарушения психики или даже умственная отсталость. Но
паниковать раньше времени не стоит. Если есть подозрения, что мальчик или
девочка отклоняются в своем развитии от нормы, то нужно, чтобы это подтвердил
врач.
Когда
в детском мозге действительно что-то происходит не так, применяют комплекс мер
по устранению нарушений, в том числе нейропсихологическую коррекцию. Метод
особенно действенный, если выявлены следующие проблемы:
задержка
речевого развития (ЗРР);
проблемы
с психическим развитием (ЗПР) – этот недостаток может сочетаться с предыдущим;
синдром
гиперактивности и дефицита внимания;
расстройства
эмоционального и умственного характера;
недоразвитость
мозга;
рассеянный
склероз– может развиваться с 15 лет.
Нейропсихологические
упражнения и игры– это то, что подходит для ребят разного возраста. И 3 лет, и
6, и 10.
Для
каждого программа разрабатывается индивидуально, нейропсихолог формирует
комплекс, который последовательно активирует нужные зоны мозга. В основе –
методы тактильно-кинестетической корреляции.
Нейропсихологические
упражнения:
развивают
мозолистое тело мозга;
повышают
стрессоустойчивость;
синхронизируют
работу двух полушарий;
улучшают
мыслительную деятельность;
укрепляют
память;
елают
ребенка более внимательным.
Занятия
с нейропсихологом подходят для детей, у которых есть перечисленные выше
проблемы, но их можно организовывать и для тех, у кого со здоровьем всё в
порядке.
Показания
к занятиям в зависимости от возраста
С
2-3 лет диагностируют задержку в развитии речи. С ребенком нужно работать над
запоминанием новых слов, пополнением их запаса. Уделяют внимание развитию
речевого аппарата. Необходимо работать над мелкой моторикой, потому что она
напрямую связана с речью.
В
3-4 года, когда детей зачисляют в младшую группу дошкольного учреждения,
малышам нужно учиться играть вместе, познавать мир.
В
5–7 лет дети должны осваивать первые навыки письма, знакомиться с книгами,
рассматривать картинки и пробовать читать, учить стихи.
7–10
лет – возраст, когда у ребенка могут начаться проблемы с обучением. Если
школьник не осваивает рабочую программу, не способен высидеть урок,
коммуницировать со сверстниками, плохо пишет в тетради – это всё тревожные
моменты. Возможно, нужны решения из области нейропсихологии. Решение
принимается после консультации со специалистом.