Учебный план на 2023-2024 учебный год

Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детского сада № 512 является нормативным документом, регламентирующим
организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом
специфики ДОУ, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Нормативной базой для составления учебного плана являются:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020
г. N 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября
2013 года);
- Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 28 января 2021 года №2).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от
28 сентября 2020 года №28);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Устав МБДОУ - детский сад № 512
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение
непрерывной образовательной деятельности.
Содержание включает совокупность образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно – эстетическое развитие,
- физическое развитие.

1

Группы функционируют в режиме полного дня (10,5 часов).
Во время учебного года вся непрерывная образовательная деятельность для детей младшего и
среднего дошкольного возраста проводится в первой половине дня, для детей старшего дошкольного
возраста непрерывная образовательная деятельность проводится в первой и во второй половине дня.
Учебный год составляет 38 недель, (18 недель - первая половина года, 20 недель – вторая половина года).
Учебный год начинается 1 сентября 2023 г. и заканчивается 31 мая 2024 г., 3 недели отводится на
адаптационный период для младших групп. С 30.12.2023 по 08.01.2024 в детском саду – каникулы.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. В
середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся
физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. Для профилактики
утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия.
В летний период проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные
праздники, экскурсии, организуются художественные мастерские, увеличивается продолжительность
прогулки.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной
программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений сформирована в соответствии с
выбранными участниками образовательных отношений парциальными, авторскимиобразовательными
программами. Каждая из парциальных программ является взаимодополняющей для реализации задач
образовательных областей:
 Методические рекомендации «Мы живем на Урале» (с учетом специфики национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми
дошкольного возраста). Авт. сост. Толстикова О.В., Савельева О.В.. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО», 2014г.;
 «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах
ДОО на основе ФОП ДО»;
 «Цветные ладошки парциальная программа художественно – этетического развития 2-7 лет
в изобразительной деятельности»
В формируемую часть так же включены все традиционные праздники и досуги.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования обе части являются
взаимодополняющими, сохраняя комплексность подхода в направлениях развития и образования детей
(далее - образовательные области) и представлены модулями образовательной деятельности:
 «Социально-коммуникативное развитие»
 «Познавательное развитие»
 «Речевое развитие»
 «Художественно-эстетическое развитие»
 «Физическое развитие»

2

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка
со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношенияи чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора ;стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильномуформированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Образовательная деятельность, осуществляемая
в совместных формах взаимодействия (в режиме дня)
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере
необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации,
побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для
самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее
время, включает:
- наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к
завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические,
развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

3

- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения,
сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной
отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (подготовка материалов для занятий, уход за комнатнымирастениями,
оценка порядка и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов
разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных
областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержанияорганизованной
образовательной деятельности в первой половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной
активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление
разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природнымматериалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием
свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и
этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которыепроводятся
музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми
объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей,
деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения,
освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое
развитие детей.

Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественнотворческой деятельности (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования.
Продолжительность занятий для детейдошкольного возраста (2-7 лет)
Группа
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа

Возраст
от 2 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет

Продолжительность
не более 10 минут
не более 15 минут
не более 20 минут
не более 25 минут
не более 30 минут

4

Занятия по физическому развитию
Группа
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа

Возраст
от 2 до 3-х лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5- лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет

Продолжительность Кол-во в неделю
10-15 мин.
2
15 мин
3
20 мин.
3
20 мин.
3
30 мин
3

Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет организуются занятия по физическому развитию на
открытом воздухе. Проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и при
наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в день
Группа

Возраст

Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа

2 - 3 года
3 – 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет
6 – 7 лет

Во первой половине
не более 20 минут
не более 30 минут
не более 40 минут
не более 45 минут
не более 90 минут
(1,5 часа)

Во второй половине
дня (после дневного
сна)
не более 25 - 30 минут
не более 25 - 30 минут

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузкив неделю
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей раннего и
дошкольного возраста составляет:
Группа В
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа

Возра
ст
2 - 3 года
3 – 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет
6 – 7 лет

Продолжительность
1 час.40 мин. (100 мин.)
2 час.30 мин.(150 мин)
3 часа 20 мин. (200 мин)
6 час.15 мин (375мин )
8 час. 30 ми (510 мин)

На основе учебного плана составлено расписание занятий. Цель - отрегулировать нагрузку,
определить чередование различных видов образовательной деятельности в целях снятия перегрузки,
предупреждения утомляемости детского организма, обеспечения разнообразия форм организации и
видов совместной образовательной деятельности, чередование статичных и динамичных видов
деятельности.

5

Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
МБДОУ – детского сада № 512 для детей раннего возраста
(3-го года жизни)
на 2023-2024 учебный год
Вид детской деятельности
Длительность занятия

дети 3-го года жизни
не более 10 минут
Обязательная часть
неделя

Предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками
Восприятие смысла сказок и стихов
Экспериментирование с веществами и
материалами
Рассматривание картинок
Восприятие смысла музыки
Двигательная деятельность

1
10 мин
1
10 мин
2
20 мин
2
20 мин
2
20 мин
2
20 мин
10
100 мин

месяц

год

4
40 мин
4
40 мин
8
80 мин
8
80 мин
8
80 мин
8
80 мин
40
400 мин

38
380 мин
38
380 мин
76
760 мин
76
760 мин
76
760 мин
76
760 мин
380
3800 мин

Объем образовательной нагрузки в
непрерывной образовательной деятельности
Часть, формируемая участниками образовательных отношений – 1 раз в неделю
1 раз в неделю в совместной деятельности
«Адаптация к условиям детского сада»
взрослого и детей не более 10 мин.
В ходе совместной деятельности с детьми, в режимных моментах и самостоятельной
деятельности детей организуются следующие виды деятельности:
 Общение со взрослыми
 Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
 Восприятие смысла сказок и стихов
 Самообслуживание и элементарный труд
 Действия с бытовыми предметами-орудиями

6

Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности МБДОУ – детского сада № 512 для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет)
на 2023-2024 учебный год
Образовательная область
Вид детской деятельности

Длительность занятий
Периоды

Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г)
(кол-во периодов и минуты)
дети 4-го года жизни

дети 5-го года жизни

дети 6-го года жизни

дети 7-го года жизни

не более 15 мин

не более 20 мин

не более25 мин

не более 30 мин

неделя

месяц

год

неделя

месяц

год

неделя

месяц

год

неделя

месяц

год

114
2850

3
90 мин

12
360 мин

114
3420 мин

2
30 мин

8
240 мин

76
2280 мин

Обязательная часть
1. Физическое развитие
Двигательная деятельность

3
12
114
3
45 мин 180 мин 1710 мин 60 мин

12
240 мин

114
2280

3
75 мин

12
300 мин

2. Речевое развитие
Речевая деятельность

1
4
15 мин 60 мин

4
80 мин

38
760 мин

1
25 мин

4
38
100 мин 950 мин

38
570 мин

1
20 мин

Также реализуется во всех образовательных ситуациях, в совместной деятельности взрослого и детей

Подготовка к обучению грамоте

0,5
2
15 мин 30 мин

19
285 мин

0,5
15 мин

2
30 мин

19
285 мин

1
25 мин

4
38
100 мин 950 мин

1
30 мин

4
120 мин

38
1140 мин

3. Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская
деятельность (познание
окружающего мира и природы)

0,5
2
15 мин 30 мин

19
285 мин

1
20 мин

2
30 мин

19
285 мин

1
25 мин

4
38
100 мин 950 мин

1
30 мин

4
120 мин

38
1140 мин

Познавательно-исследовательская
деятельность (математические
представления)

1
4
15 мин 60 мин

38
570 мин

1
20 мин

4
80 мин

38
760 мин

1
25 мин

4
38
100 мин 950 мин

2
60 мин

8
240 мин

76
2280 мин

Экспериментирование

0,5
2
15 мин 30 мин

19
285 мин

1
20 мин

2
30 мин

19
285 мин

1
25 мин

4
38
100 мин 950 мин

1
30 мин

4
120 мин

38
1140 мин

4. Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
7

Рисование

0,5
2
15 мин 30 мин

19
1
285 мин 20 мин

Лепка

0,5
2
15 мин 30 мин

Аппликация

1
19
285 мин 25 мин

4
38
100 мин 950 мин

1
30 мин

4
120 мин

38
1140 мин

19
1
2
285 мин 20 мин 40 мин

19
380 мин

1
25 мин

4
38
100 мин 950 мин

1
30 мин

4
120 мин

38
1140 мин

0,5
2
15 мин 30 мин

19
0,5
2
285 мин 20 мин 40 мин

19
380 мин

0,5
25 мин

2
50 мин

19
475 мин

0,5
30 мин

2
60 мин

19
570 мин

Конструирование

0,5
2
15 мин 30 мин

19
0,5
2
285 мин 20 мин 40 мин

19
380 мин

0,5
25 мин

2
50 мин

19
475 мин

0,5
30 мин

2
60 мин

19
570 мин

Музыкальная деятельность

2
8
76
2
8
76
2
30 мин 120 мин 1140 мин 40 мин 160 мин 1520 мин 50 мин

8
76
2
200 мин 1900 мин 60 мин

8
240 мин

76
2280 мин

2
30 мин

Восприятие художественной литературы
и фольклора

Реализуется в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности

5. Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность

Реализуется в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности,
а также через интеграцию занятий

Трудовая деятельность

Реализуется в совместной и самостоятельной деятельности форме самообслуживания, элементарного
хозяйственно-бытового труда, труда в природе не более 20 минут в день

10
40
380
10
40
380
13
52
494
15
60
Объем образовательной нагрузки в
150
мин
600
мин
5700
мин
200
мин
800
мин
7600
мин
325
мин
1400
мин
12350
мин
450
мин
1800
мин
непрерывной образовательной деятельности
в обязательной части
Часть формируемая участниками образовательных отношений

«Мы живем на Урале»

«Цветные ладошки парциальная
программа художественно – этетического
развития 2-7 лет в изобразительной
деятельности»

1 раз в 2 недели в
1 раз в 2 недели в
совместной деятельности совместной деятельности
взрослого и детей не
взрослого и детей не
более 15 мин.
более 20 мин.
1 раз в 2 недели в
1 раз в 2 недели в
совместной деятельности совместной деятельности
взрослого и детей не
взрослого и детей не
более 15 мин.
более 20 мин.

570
17100 мин

1 раз в неделю в совместной 1 раз в неделю в совместной
деятельности взрослого и
деятельности взрослого и
детей не более 25 мин.
детей не более 30 мин.
1 раз в неделю в совместной 1 раз в неделю в совместной
деятельности взрослого и
деятельности взрослого и
детей не более 25 мин.
детей не более 30 мин.

«Звуковая культура речи и подготовка к
обучению грамоте в общеразвивающих
группах ДОО на основе ФОП ДО»

1 раз в 2 недели в
1 раз в 2 недели в
1 раз в неделю в совместной 1 раз в неделю в совместной
совместной деятельности совместной деятельности деятельности взрослого и
деятельности взрослого и
детей не более 25 мин.
детей не более 30 мин.
взрослого и детей не
взрослого и детей не
более 15 мин.
более 20 мин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».